Pietro Metastasio
Итальянский поэт и драматург-либреттист. Сын папского солдата. В возрасте 15 лет написал первую трагедию. С 1719 жил в Неаполе, где брал уроки пения и композиции у Н. Порпоры. С 1730 придворный поэт (либреттист) в Вене. Пользовался мировой славой как автор текстов 27 опер-сериа (исторических и мифологических), пасторалей, серенад, кантат, придворных представлений.
Почти все композиторы 18 века, работавшие в этих жанрах, писали музыку на его тексты, в том числе Л. Винчи, Н. Порпора, А. Кальдара, Г. Ф. Гендель, Дж. Перголези, Б. Галуппи, Л. Лео, Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, А. Хассе, Й. Мысливечек, Дж. Паизиелло, К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. С. Березовский.
Некоторые его либретто использованы во многих операх. Продолжая реформу оперы, начатую А. Дзено, Метастазио выдвинул задачу согласования музыки и поэзии в оперном произведении. Его «драмы для музыки» (dramma per musica) отмечены возвышенностью художественных образов и тонкой передачей лирических состояний героев. Их поэтический язык отличается звучностью и чистотой слога, построение сюжета - искусной интригой и изяществом. Но персонажи его произведений лишены индивидуальной характеристики, действие мало динамично, форма стереотипна (резкое разграничение единообразной трёхчастной арии da capo и сухого речитатива).
Оперная реформа композитора К. В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи ограничила влияние Метастазио на музыкальный театр, но и в 1-й четверти 19 века ещё появлялись новые оперы на его тексты. Неоднократно издавались полные собрания сочинений Метастазио, в том числе Tutte le opere, т. 1-5 (Милан, 1943-54).
Среди популярных либретто Метастазио - «Антигон», «Артаксеркс», «Покинутая Дидона», «Катон в Утике», «Александр в Индии», «Милосердие Тита», «Олимпиада», «Гипермнестра», «Узнанная Семирамида», «Ахилл на Скиросе», «Адриан в Сирии», «Аэций», «Деметрий», «Фемистокл».