Uzeyir Hacibeyov
«...Гаджибеков всю свою жизнь посвятил развитию азербайджанской советской музыкальной культуры. ...Он впервые в республике заложил фундамент азербайджанского оперного искусства, основательно организовал музыкальное образование. Большая работа проделана им и в развитии симфонической музыки» — так писал о Гаджибекове Д. Шостакович.
Гаджибеков родился в семье сельского писаря. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в Шушу, в небольшой городок в Нагорном Карабахе. Детство будущего композитора прошло в окружении народных певцов и музыкантов, у которых он учился искусству мугама. Мальчик прекрасно пел народные песни, его голос был даже записан на фонограф.
В 1899 г. Гаджибеков поступил в Горийскую учительскую семинарию. Здесь он приобщился к мировой, в первую очередь к русской, культуре, познакомился с классической музыкой. В семинарии занятиям музыкой отводилось значительное место. Все учащиеся в обязательном порядке обучались игре на скрипке, получали навыки хорового пения и ансамблевой игры. Поощрялись самостоятельные записи народных песен. В нотной тетради Гаджибекова год от года росло их число. Впоследствии при работе над своей первой оперой он использовал одну из этих фольклорных записей. Окончив в 1904 г. семинарию, Гаджибеков получает назначение в село Гадрут и в течение года работает учителем. Через год он переезжает в Баку, где продолжает педагогическую деятельность, одновременно увлекается журналистикой. Его острозлободневные фельетоны и статьи появляются во многих журналах и газетах. Немногие часы досуга посвящаются музыкальному самообразованию. Успехи были столь значительными, что у Гаджибекова возник дерзкий замысел — создать оперное произведение, которое бы зиждилось на мугамном искусстве. 25 января 1908 г. — день рождения первой национальной оперы. Сюжетом для нее послужила поэма Физули «Лейли и Меджнун». Молодой композитор широко использовал в опере части мугамов. С помощью друзей, таких же страстных энтузиастов родного искусства, Гаджибеков поставил оперу в Баку. Впоследствии композитор вспоминал: «В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех „Лейли и Меджнун“ был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в „Лейли и Меджнун“ сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет».
Успех «Лейли и Меджнун» побуждает Узеира Гаджибекова энергично продолжать начатое дело. За последующие 5 лет он создает 3 музыкальные комедии: «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910), «Аршин мал алан» (1913) и 4 мугамные оперы: «Шейх Сенан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршидбану» (1912), «Асли и Керем» (1912). Уже будучи автором нескольких популярных в народе произведений, Гаджибеков стремится пополнить свой профессиональный багаж: в 1910-12 гг. он занимается на частных курсах при Московском филармоническом обществе, а в 1914 г. — в Петербургской консерватории. 25 октября 1913 года состоялась премьера музыкальной комедии «Аршин мал алан». Гаджибеков выступил здесь и как драматург и как композитор. Он создал выразительное сценическое произведение, сверкающее остроумием и полное жизнерадостности. В то же время его творение не лишено социальной остроты, оно полно протеста против реакционных обычаев страны, унижающих достоинство человека. В «Аршин мал алане» композитор предстает как зрелый мастер: тематизм основан на ладовых и ритмических особенностях азербайджанской народной музыки, но ни одна мелодия не заимствуется буквально. «Аршин мал алан» — подлинный шедевр. Оперетта с успехом обошла весь мир. Она ставилась в Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Каире и в др.
Свое последнее сценическое произведение — оперу «Кёр-оглы» — Узеир Гаджибеков завершил в 1937 г. Тогда же опера была поставлена в Баку, с участием знаменитого Бюль-Бюля в заглавной партии. После триумфальной премьеры композитор писал: «Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры... Кёр-оглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов... В «Кёр-оглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но все это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана». Велик вклад Узеира Гаджибекова в развитие национального музыкального театра. Но он в то же время создал немало произведений в других жанрах, в частности, выступил зачинателем нового жанра — романса-газели; таковы «Сэнсиз» («Без тебя») и «Севгили джанан» («Возлюбленная»). Большой популярностью в годы Великой Отечественной войны пользовались его песни «Призыв», «Сестра милосердия».
Узеир Гаджибеков — не только композитор, но и крупнейший музыкально-общественный деятель Азербайджана. В 1931 г. им был создан первый оркестр народных инструментов, а спустя 5 лет — первый азербайджанский хоровой коллектив. Весом вклад Гаджибекова в создание национальных музыкальных кадров. В 1922 г. им организована первая азербайджанская музыкальная школа. В последующем он возглавлял музыкальный техникум, а затем встал во главе Бакинской консерватории. Результаты своих исследований национального музыкального фольклора Гаджибеков обобщил в крупном теоретическом исследовании «Основы азербайджанской народной музыки» (1945). Имя У. Гаджибекова окружено в Азербайджане всенародной любовью и почетом. В 1959 году на родине композитора, в Шуше был открыт его Дом-музей, а в 1975 г. открытие Дома-музея Гаджибекова состоялось и в Баку.
Н. Алекперова