Мелос (греч. melos) — термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. В муз. теории Др. Греции под М. понималось самостоят. мелодич. начало музыки, к-рому противопоставлялось начало ритмическое; к области М. относили учение о гармонике и мелопее. В последующее время термин применялся редко. Несколько чаще он стал привлекаться в музыковедч. лит-ре со времён Р. Вагнера, использовавшего его в нек-рых своих работах (напр., раздел «Новый бетховенский мелос» в труде «О дирижировании» — «Uber das Dirigieren»). Ряд понятий, включающих термин «М.», выдвинул немецкий музыковед В. Данкерт.
Термин был особенно популярен в кон. 10 — нач. 20-х гг. 20 в. (его применял в своих трудах Б. В. Асафьев, в 1917–18 было выпущено 2 сб-ка музыковедч. работ под ред. Асафьева и П. П. Сувчинского, озаглавленных «Мелос»; в Германии с 1920 выходит журнал «Melos»).
Литература: Античная музыкальная эстетика. Вступ. ст. и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Wagner R., Uber das Dirigieren, Lpz., 1870 (рус. пер. — О дирижировании, «РМГ», 1899, No 38–39, 41–47, 49, 51–52); Westphal R., Griechische Harmonik und Melopaie, Lpz., 1886 (Rossbach A., Westрhal R., Theorie der musischen Kunste der Hellenen, Bd 2); Danckert W., Ursymbole melodischer Gestaltung, Kassel, 1932; Koller H., Melos, «Glotta», 1965, H. 1–2.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.