Мексиканская музыка
Музыка древних мексиканцев — ацтеков, занимала чрезвычайно важное место в жизни общества и была неразрывно связана с религ. и культовыми обрядами. Она рассматривалась как часть ритуала и поэтому строго регламентировалась проф. кастой жрецов-музыкантов. Для избиравших профессию музыканта было обязательным многолетнее обучение в спец. школах (калмекак), имевшихся в Теночтитлане, Тепепулко, Тлателолко и др. городах.
Ацтеки считали музыку средством преим. коллективного, а не индивидуального выражения, поэтому у них преобладало ансамблевое исп., причём предпочитались такие экспрессивные качества звучания, как громкость, ясность, высокий регистр. Вокальная музыка всегда исполнялась в сопровождении инструментов. Ацтеки имели множество спец. песен — в честь солнца, разл. богов, героев и воен. побед, песни о животных, птицах, песни-заклинания от ветра, дождя, от стихийных бедствий. Имелись разл. танцы с пением и инстр. сопровождением, исполнявшиеся периодически, в определённые календарные даты религ. цикла, приуроченные к празднествам в честь богов, победы (в таких танцах иногда участвовало до 1000 чел.). Танцами и пением сопровождались мн. трудовые процессы. Существовали и танцы-пантомимы; нек-рые из них представляли собой своеобразные «театрализованные действа» с сюжетами, взятыми из повседневной жизни, из мифологии, а часто из истории.
Ацтеки имели самый богатый и разнообразный на территории Америки муз. инструментарий. Нек-рые из инструментов считались божеств. происхождения, другим — приписывалась магич. сила, третьи — символизировали определённые эмоциональные состояния: радость, веселье, чувственное наслаждение, печаль и др. Ацтекский инструментарий включал разл. типы барабанов: горизонтальные, выдолбленные из целого ствола дерева, с H-образными прорезями (тепонацтли); вертикальные, цилиндрические с кожаной мембраной, разных размеров — от маленьких до огромных, звук к-рых был слышен на расстоянии до 12 км (уэуэтл); барабаны с водяным резервуаром, накрытым тыквой (текомапилоа); барабаны из тыквы, из глины, из панциря черепахи, из золота (айотл); погремушки из высушенных тыквообразных плодов гуиро, наполненных мелкими камешками или сухими семенами (айякачтли и тцикауацтли); колокольчики из различного материала (койолли) и звенящие металлич. диски (чилилитли); свистульки (чичтли), морские раковины-трубы с просверленными в них отверстиями (атекоколли), флейты типа окарины (уилакапитцтли); двойные, тройные и даже счетверённые флейты с одним мундштуком (тлапитцалли); деревянные и костяные трубы (тепуцкикицтли). Имелись инстр. ансамбли и целые оркестры, сопровождавшие танцы.
Вся музыка ацтеков, как вокальная, так и инструментальная, базировалась на бесполутоновых пентатонных звукорядах. Осн. принципом мелодич. развития вок. музыки являлась периодич. повторность, иногда по типу секвенций, отд. кратких попевок. Нек-рая мелодич. бедность, «монотонность» вок. музыки возмещались ритмич. богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмич. многоголосия.
Совр. муз. иск-во мекс. индейцев, его характер, формы, дальнейшее развитие в большой степени определяются преобладающей в Мексике общей тенденцией к ассимиляции индейских меньшинств мекс. нацией. Более или менее «чистая» индейская музыка сохраняется лишь среди потомков аборигенов в нек-рых р-нах, преим. в окраинных штатах — Сонора, Синалоа, Оахака (на Тихоокеанском побережье), Юкатан, Кампече (на Атлантическом), а также в отдельных небольших ареалах в горах и лесных массивах внутри страны (штаты Мичоакан, Морелос, Тласкала). На большей части территории Мексики распространена индейская музыка, испытавшая воздействие испанской музыки (в сфере лада, мелоса, ритмики, инструментария).
Нар. креольская музыка Мексики сохраняет ясно выраженные испан. корни в ладовой и метроритмич. структуре, традиц. поэтических формах. В ней до сих пор сохраняется немало песен и танц. форм, занесённых из Испании, — вильянсико, валона, карамба, сандунга, фанданго, сапатеадо и др. В то же время мекс. креольская музыка обладает своими, отличающимися от испанской специфич. характером и колоритом. Наиболее популярные песенно-танц. формы креольского фольклора — сон, уапанго, харабе. Сон — муз.-поэтико-хореографич. жанр, складывавшийся в 17–18 вв. По форме он представляет собой своеобразную вок.-танц. сюиту с инстр. сопровождением. Его неизменный эмоциональный тонус — энтузиазм, воодушевление, блеск. Общая муз. характеристика — мажорный лад, подвижный, зачастую очень стремит. темп и энергичный ритм, заключённый в пружинящие рамки переменного метра (наиболее употребит. комбинации — 6/8 + ¾ и 2/4 + ¾). Аккомпанируют сонам инстр. ансамбли марьячи. Уапанго также объединяет инстр. музыку, пение и танец и отличается от сона несколько иным сочетанием этих компонентов и иногда особой исполнит. манерой. Так, для уапанго сев. штатов характерно специфич. фальцетное пение, напоминающее тирольские и швейц. йодли. На побережье Кампече уапанго обыкновенно исполняют в сопровождении не инстр. ансамблей, а гитары, а в р-не Веракрус вместо гитары употребляют т.н. арпа гранде (арфа очень больших размеров). Харабе — также синтетич. жанр, сочетающий инстр. музыку, пение и танец. Как танец харабе генетически принадлежит к семейству старинных испан. парных танцев типа сарабанды или фанданго. Его содержание — любовная пантомима. Несмотря на страстный характер танца, исп. классич. харабе отличается грацией, изяществом и особой галантностью, свойственной вообще креольским танцам. Для харабе типичны мажорный лад, трёхдольный размер с подчёркиванием сильных долей и 8-тактовый период, состоящий из 4 равных фраз (двутактов). Тексты, используемые харабе (как и сонами и уапанго), бывают самого разнообразного содержания: любовная лирика, шутка, юмор, прибаутки, сатирич. и политич. мотивы
Сон «Бычок»
Харабе «Персик»
Повсеместное распространение в Мексике приобрели также вальс (всемирно известны вальсы «Над волнами» X. Росаса и «Сьелито линдо») и особенно данса (или хабанера), попавшая в Мексику с Кубы в сер. 19 в.; данса имела здесь две формы: танцевальную (на 2/4, с постоянной ритмич. формулой аккомпанемента, аналогичной танго) и песенную (на 2/4 и на 6/8).
«Сьелито линдо». Вальс
Хабанера «О, дева чистая»
Хабанера «Пусть не стыдится слёз своих влюблённый»
В песенном фольклоре наряду с многообразными лирич. формами большое место занимают песни общественного, гражданственного звучания, — патриотические, политические, исторические. Среди них ведущая роль принадлежит корридо — песне эпико-повествоват. характера, типа баллады, восходящей к испан. романсу. В период бурж.-демократич. революции 1910–17 сложился особый вид революц. корридо, воспевающих героев нац.-освободит. движения и идеалы революции. Традиц. муз. инструмент — гитара. Её местные разновидности — гитаррон (гитара размером почти вдвое больше обычного) и харанита (маленькая гитара с 4 или 5 двойными струнами). Почти не уступает гитаре в популярности арфа (старинной конструкции, диатоническая, без педалей); нар. музыкантами любима также скрипка.
Проф. музыка стала развиваться с нач. 16 в. Церковь уделяла большое внимание музыке, служившей одним из орудий обращения индейцев в христианство. Уже в 1523 монах-францисканец П. де Ганте основал в Тескоко первую в стране муз. школу, в к-рой обучал индейцев церк. пению, теории и практике игры на органе. В 1527 муз. школа открылась в Мехико. Церк. музыка, к-рая в течение долгого времени была практически единств. видом проф. музыки в Мексике, пережила расцвет в 16–17 вв., в творчестве коми. Э. Франко, Ф. Лопеса-и-Капильи, X. Эррера-и де Фуэнте, А. де Саласара, М. де Сумайи. В Мехико были изданы первые муз. сб-ки, напечатанные в Америке («Ordinarium», 1556; «Graduale Dominicale», 1576, и др.). Однако к 18 в. церк. музыка в Мексике пришла в упадок.
Светская музыка до кон. 18 в. была представлена преим. домашним любит. музицированием и выступлениями уличных оркестров при гор. муниципалитетах. В кон. 18 в. гл. роль в муз. жизни играл т-р. Большое место в репертуаре столичных, а затем и провинциальных т-ров заняли испан. тонадильи, а позже итал. опера. С первых десятилетий 19 в. в т-ре «Колисео» (Мехико) всё чаще ставились оперы Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, Дж. Россини, несколько позже В. Беллини и Г. Доницетти. Увлечение итал. оперой распространялось в провинциальных городах. В гор. салонах и частных домах также процветала итал. музыка, чему способствовали массовое любит. музицирование и культивирование игры на фортепьяно. Преим. любит. характер носила в 1-й пол. 19 в. конц. деятельность. Классич. инстр. музыка была неизвестна в Мексике до 1840-х гг., когда в стране появились первые иностр. гастролёры. Лишь в 1857 Филармонич. об-вом (осн. в 1826) впервые были исп. симфонии Й. Гайдна и В. А. Моцарта, а в 1870 Л. Бетховена. Первые муз. уч. заведения столицы — Муз. академия (осн. в 1825 комп. и дир. X. М. Элисагой), Муз. школа X. Беристайна и А. Кабальеро (осн. в 1838), Муз. академия X. А. Гомеса (осн. в 1839) — представляли собой частные школы. Большое значение имела Консерватория (осн. в 1866 при Филармонич. об-ве), на базе к-рой организована Нац. консерватория (в 1877). С сер. 19 в. выдвигаются первые мекс. композиторы; их творчество ограничивалось гл. обр. оперным жанром и было отмечено сильным влиянием европейского, в первую очередь итал., оперного иск-ва. Среди них: С. Н. Паниагуа, опера к-рого «Каталина Гиз», с большим успехом поставленная в 1845, была первым произв. этого жанра, написанным мекс. композитором (Паниагуа принадлежит ещё неск. опер); А. Ортега — автор оперы «Гуатимотцин» (1871) на сюжет из нац. истории; М. Моралес — композитор и дирижёр, создавший для мекс. т-ра неск. опер, из к-рых наибольший успех имели «Ромео и Джульетта» (1863) и «Ильдегонда» (1866); Р. Кастро — композитор и пианист, автор первых в М. м. симфоний, а также фортепьянного и виолончельного концертов, и его ученик Р. Тельо, в числе оперных, оркестровых и камерных соч. к-рого — оркестровая сюита «Героическая родина» (1930), поcв. революц. борьбе мекс. народа. Романтич. направление в М. м. представлял X. Ролон, среди произв. к-рого выделяются симф. поэмы «Пир карликов» (1-я пр. на Конкурсе нац. симф. музыки, Мехико, 1928), «Куаутемок», симф. сюита «Сапотлан 1895», концерт для фп. с орк., а также танцы для фп. на нар. темы. Индеец по национальности К. Уисар — автор неск. симфоний, произв. для оркестра, камерных инстр. соч., хоров и песен — неоднократно обращался к индейскому муз. фольклору и использовал инструменты древних мексиканцев. X. Каррильо, начав композиторскую деятельность с соч., выдержанных в академич. стиле (симфонии, инстр. концерты, орк. сюиты, увертюры, фантазии, камерные произв.), с кон. 1920-х гг. обратился к экспериментам в области микротоновой музыки (см. Микрохроматика) и написал ряд соч. для специально сконструированных им инструментов, позволяющих извлекать звуки на интервалах в ¼, 1/8, 1/16 тона. M. M. Понсе — автор оперы, инстр. произв., фп. пьес, ок. 50 пьес для гитары, хор. и сольных вок. соч., серии обработок нар. мекс. песен для голоса и фортепьяно. Особенный художеств. интерес в наследии Понсе представляют фп. (1912) и скрипич. (1943) концерты, симф. триптих «Чапультепек» (1929, 2-я ред. 1934), «Элегическая поэма» (1935), симф. дивертисмент «Ярмарка» (1940) и «Южный концерт» для гитары с оркестром (1941). Все эти соч. отмечены ярким нац. колоритом; в нек-рых из них использованы фольклорные темы. Большое значение для развития муз. культуры Мексики имела также и многогранная муз.-обществ. деятельность Понсе.
Новым этапом в развитии М. м. 20 в. стало творчество С. Ревуэльтаса и К. Чавеса — создателей совр. композиторской школы Мексики. Ревуэльтас — один из самых ярких и самобытных музыкантов в истории не только мекс. но и всей лат.-амер. музыки. Глубокое постижение нац. духа, обращение к традиц. мекс. темам и сюжетам, редкое мелодич. и ритмич. богатство, виртуозное владение оркестром — осн. черты, характеризующие его творчество. Для ранних произв. Чавеса характерны подчёркнутая «индейская ориентация» — обращение к сюжетам из древней истории Мексики, включение в партитуры индейских мелодий и музыкальных инструментов. В более поздних сочинениях Чавеса проявляются черты нек-рого рационализма и академизма.
Значит. вклад в развитие нац. муз. традиций внесли ученики Чавеса и Ревуэльтаса, организаторы «Группы четырёх» (1935), ведущие мекс. комп. Д. Айяла, Б. Галиндо Димас, X. П. Монкайо и С. Контрерас. Комп. и дир. Айяла черпает муз. образы в истории и фольклоре Мексики (балет «Человек из народа майя», 1940; симф. поэмы «Племя», 1935, «Панорама Мексики», 1940). Творчество Галиндо Димаса проникнуто мотивами мекс. муз. фольклора, ему принадлежат балеты («Мулатка из Кордобы», 1939, «Ярмарка», 1947, и др.), симфонии, симф. поэмы, камерные произв. (в т. ч. для мекс. нар. инструментов). Истоки творчества Монкайо — как в совр. фольклоре, так и в древней музыке Мексики; среди его соч. выделяются орк. пьеса «Уапанго» (1941), построенная на интонациях и ритмах нар. танцев, и балет «Сапата» (1953), посв. нац. герою, выдающемуся деятелю мекс. революции 1910–17. Композитор и скрипач Контрерас — автор балетов, симфоний, орк. и камерных пьес, музыки к фильмам. К этим композиторам примыкают: Л. Санди, широко использующий в творчестве элементы совр. мекс. фольклора и древней индейской музыки (балет «Бонампак», 1948; симф. поэма «Америка», 1968); М. Берналь Хименес, к лучшим соч. которого относятся балеты «Рождество в Патцкуаро» (1943) и «Тимгамбато» (1943), симф. поэмы «Ночь в Морелии» (1941), «Мексика» (1946) и «Три письма из Мексики» (1949); К. Хименес Мабарак — автор детского балета «Кукла»; Э. Эрнандес Монкада, работающий преим. в симф. жанрах, а также эмигрировавший в 1939 в Мексику испан. комп. Р. Альфтер, сочетающий композиторское творчество с многообразной муз.-обществ. деятельностью. Начиная с 60-х гг. группа мекс. композиторов среднего и младшего поколений примыкает к муз. авангардизму, экспериментирует в области серийной, алеаторической, электронной музыки — А. Лавалье Гарсиа, М. Энрикес, Э. Кинтанар, М. X. де Элиас, М. Лависта, а также комп. и дир. Э. Мата, активно пропагандирующий произведения мексиканских авангардистов. Они объединяются вокруг «Фестивалей современной мексиканской музыки» (их организаторы и руководители Э. Кинтанар и Э. Мата).
В Мексике ведётся большая работа по собиранию и систематизации музыкального фольклора, изучению истории национальной народной и профессиональной музыки. Среди ведущих мексиканских фольклористов и музыковедов — Р. Кампос, В. Мендоса, которому принадлежат капитальные труды по истории индейской и креольской музыки Мексики, О. Майер-Серра, Д. Кастаньеда, Э. Герреро, Г. Сальдивар, Э. Пулидо.
Муз. жизнь Мексики развивается весьма активно. В Мехико имеются т-р Нац. опера и конц. зал (во Дворце изящных иск-в), Нац. консерватория, Высшая муз. школа при ун-те. Большую организаторскую и пропагандистскую работу в области муз. иск-ва ведут Муз. департамент Ин-та изящных иск-в, Муз. ассоциация им. М. Понсе, Об-во мекс. авторов и композиторов. В столице функционируют фирмы по выпуску грампластинок. Помимо Нац. симф. оркестра (один из лучших в Лат. Америке) и Симф. оркестра при ун-те, есть симф. оркестры в провинциальных городах (в Халапе, Мериде и др.). Большую известность не только в Мексике, но и за рубежом приобрёл Фольклорный балет Мексики (под рук. А. Эрнандес). Широкой популярностью пользуются многочисл. проф. вок.-инстр. ансамбли, исполняющие нар. музыку. В числе деятелей муз. иск-ва, получивших признание на родине и за её пределами, — дир. Л. Эррера-де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахос и М. Т. Кастрильон, гитарист А. Брибьеска, певица X. Арайя, исполнительница нар. песен Э. Касановас. Выпускается муз. журн. «Nuestra mъsica».
Литература: Пичугин П., Сильвестре Ревуэльтас и мексиканский фольклор, «СМ», 1961, No 5; его же, Корридос мексиканской революции, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974; его же, Сильвестре Ревуэльтас, человек и художник, «СМ», 1975, No 3; Сamроs R. M., El folklore y la musica mexicana, Mex., 1928; Mayer-Serra O., Panorama de la musica mexicana, Mex., 1941; Rruneda A., 3 grandes musicos mexicanos, Mex., 1949; Contreras G., Silvestre Revueltas, Mex., 1954; Mendoza v. T., Panorama de la musica tradicional de Mexico, Mux., 1956; его жe, La canciуn mexicana, Mex., 1961; его же, Lirica narrativa de Mexico. El corrido, Mex., 1964; Morillo R. G., Carlos Chavez. Vida y obra, Mex. — B. Aires, 1960; Stevenson R., Music in aztec and inca territory, Berkeley — Los Ang., 1968.
П. A. Ахундов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.