Доминанта

Категории словаря

Доминанта (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) — название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.

Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином «доминанта» V ступень в автентич. ладах и IV — в плагальных. В григорианских ладах термин «доминанта» (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин «доминанта» закрепил Ж. Ф. Рамо.

Значение аккорда Д. в функционально-гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.

Литература: см. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фантазия Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Полистилистика Термины и понятия
Резонанс Термины и понятия
Урок танца в балете Балет и танец
Штрих Термины и понятия
Te Deum, Te Дeум Церковная музыка
Увеличенный лад Термины и понятия
Pas de chat, па де ша Балет и танец
Полька Музыкальные жанры
Исполнение музыкальное Термины и понятия
Целотоновый лад Термины и понятия

Реклама