Доминанта

Категории словаря

Доминанта (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) — название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.

Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином «доминанта» V ступень в автентич. ладах и IV — в плагальных. В григорианских ладах термин «доминанта» (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин «доминанта» закрепил Ж. Ф. Рамо.

Значение аккорда Д. в функционально-гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.

Литература: см. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Революционная песня Термины и понятия
Офферторий Музыкальные жанры и формы

рекомендуем

смотрите также

Исполнение музыкальное Термины и понятия
Фрунзе (Бишкек) музыкальный Национальные культуры
Тетрахорд Теория музыки
Сигнальная музыка Термины и понятия
Танцевальная музыка Термины и понятия
Кантилена Термины и понятия
Диез Теория музыки
Crescendo, крещендо Теория музыки
Трель Теория музыки
Арабеска Музыкальные жанры и формы

Реклама