Комедия-балет (франц. comedie-ballet) — театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, музыкально-инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) искусства.
Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: «Докучные» (1661), «Брак поневоле» (1664), «Принцесса Элидская» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Комическая пастораль» (1666 — 67), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (1666 — 67), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Блистательные любовники» (1670), «Графиня д’Эскарбаньяс» (1671), «Психея» (1671), «Мнимый больной» (1673). В К.-б. танец, пришедший из «мелодраматич. балетов» и «балетов в выходах» (1-я пол. 17 в., см. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие в старых балетах, также оживлялись, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу.
Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. т-ра, явившись важным этапом на пути к «музыкальным трагедиям» (tragedies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.
Литература: Гвоздев А.А., Оперно-балетные постановки во Франции 16 — 17 вв., в сб.: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лоранси Л. де, Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Pellisson M., Les comedies-ballets de Moliere, P., 1914; Tiersot J., La musique dans la comedie de Moliere, P., 1922; Prunieres H., Nouvelle histoire de la musique, v. 2, P., 1936.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.