Mikhail Chulaki
М. И. Чулаки родился в Симферополе, в семье служащего. Его первые музыкальные впечатления связаны с родным городом. Здесь часто звучала классическая симфоническая музыка под управлением известных дирижеров — Л. Штейнберга, Н. Малько. Сюда приезжали и крупнейшие музыканты-исполнители — Э. Петри, Н. Мильштейн, С. Козолупов и другие.
Начальное профессиональное образование Чулаки получил в симферопольском музыкальном училище. Первым наставником Чулаки по композиции был И. И. Чернов — ученик Н. А. Римского-Корсакова. Эта опосредованная связь с традициями Новой русской музыкальной школы и отразилась на первых оркестровых сочинениях, написанных во многом под влиянием музыки Римского-Корсакова. В Ленинградской консерватории, куда поступил Чулаки в 1926 году, педагогом по композиции был сначала также ученик Римского-Корсакова М. М. Чернов, а уже затем известный советский композитор В. В. Щербачев. Дипломными работами молодого композитора стали Первая симфония (впервые исполненная в Кисловодске), на музыку которой, по словам самого автора, оказали значительное воздействие образы симфонических произведений А. П. Бородина, и сюита для двух фортепиано «Майские картинки», в дальнейшем многократно исполняемая известными советскими пианистами и уже выражавшая во многом индивидуальность автора.
После окончания консерватории интерес композитора в основном был направлен к жанру, в области которого его ожидал успех. Уже первый балет Чулаки «Сказка о попе и работнике его Балде» (по А. Пушкину, 1939) был замечен общественностью, имел обширную прессу и в постановке ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТ) был показан в Москве на декаде ленинградского искусства. Два последующих балета Чулаки — «Мнимый жених» (по К. Гольдони, 1946) и «Юность» (по Н. Островскому, 1949) также впервые поставленные МАЛЕГОТ, были удостоены Государственных премий СССР (в 1949 и 1950 годах).
Мир театра наложил свой отпечаток и на симфоническое творчество Чулаки. Это особенно прослеживается в его Второй симфонии, посвященной победе советского народа в Великой Отечественной войне (1946, Государственная премия СССР — 1947), а также в симфоническом цикле «Песни и танцы старой Франции», где композитор мыслит во многом театрально, создавая образы красочные, зримо ощутимые. В этом же ключе написана и Третья симфония (симфония-концерт, 1959), и концертная пьеса для ансамбля скрипачей Большого театра — «Русский праздник», яркое сочинение виртуозного характера, сразу завоевавшее широкую популярность, многократно исполняемое на концертных эстрадах и по радио, записанное на грампластинку.
Среди сочинений композитора в других жанрах следует в первую очередь назвать кантату «На берегах Волхова», созданную в 1944 году, во время пребывания Чулаки на Волховском фронте. Произведение это явилось значительным вкладом в советскую музыку, отразившую героические военные годы.
В области вокально-хоровой музыки наиболее значительным произведением Чулаки является цикл хоров а капелла «Ленин с нами» на стихи М. Лисянского, написанный в 1960 году. Впоследствии в 60—70-е годы композитор создал ряд вокальных сочинений, среди которых выделяются циклы для голоса и фортепиано «Изобилие» на стихи У. Уитмена и «Годы летят» на стихи Вс. Грекова.
Постоянным интересом композитора к музыкально-театральному жанру обусловлено появление балета «Иван Грозный» на основе музыки С. С. Прокофьева к одноименному кинофильму. Композицию и музыкальную редакцию балета Чулаки сделал по заказу Большого театра Союза ССР, где в 1975 году а была осуществлена его постановка, во многом обогатившая репертуар театра и снискавшая успех у советских и зарубежных зрителей.
Наряду с творчеством Чулаки уделял огромное внимание и педагогической деятельности. Пятьдесят лет передавал он свои знания и богатый опыт молодым музыкантам: в 1933 году он начал преподавать в Ленинградской консерватории (классы композиции и инструментовки), с 1948 года его имя — среди педагогов в Московской консерватории. С 1962 года он — профессор консерватории. Его учениками в разные годы были А. Аббасов, В. Ахмедов, Н. Шахматов, К. Кацман, Е. Крылатов, А. Немтин, М. Ройтерштейн, Т. Васильева, А. Самонов, М. Бобылев, Т. Кажгалиев, С. Жуков, В. Беляев и многие другие.
В классе Чулаки всегда царила атмосфера доброжелательности и искренности. Учитель бережно относился к творческим индивидуальностях своих учеников, стараясь развить их природные данные в органическом единстве с освоением богатого арсенала средств современной композиторской техники. Итогом его многолетней педагогической работы в области инструментовки стала книга «Инструменты симфонического оркестра» (1950) — самое популярное учебное пособие, выдержавшее уже четыре издания.
Большой интерес для современного читателя представляют статьи-воспоминания Чулаки, в разное время помещенные в периодической печати и в специальных монографических сборниках, — о Ю. Ф. Файере, А. Ш. Мелик-Пашаеве, Б. Бриттене, Л. Б. Когане, Э. Г. Гилельсе, М. В. Юдиной, И. И. Дзержинском, В. В. Щербачеве и других выдающихся музыкантах.
Творческая жизнь Михаила Ивановича неразрывно связана с музыкально-общественной деятельностью. Он был директором и художественным руководителем Ленинградской государственной филармонии (1937—1939), в 1948 году стал председателем Ленинградского союза композиторов и в том же году на I Всесоюзном съезде был избран секретарем Союза советских композиторов СССР; в 1951 году был назначен заместителем председателя Комитета по делам искусств при СМ СССР; в 1955 году — директором Большого театра Союза ССР; с 1959 года по 1963 год Чулаки — секретарь Союза композиторов РСФСР. В 1963 году он вторично возглавил Большой театр, на этот раз в качестве директора и художественного руководителя.
За все время его руководства на сцене этого театра были впервые поставлены многие произведения советского и зарубежного искусства, в том числе оперы: «Мать» Т. Н. Хренникова, «Никита Вершинин» Дм. Б. Кабалевского, «Война и мир» и «Семен Котко» С. С. Прокофьева, «Октябрь» В. И. Мурадели, «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова, «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина, «Енуфа» Л. Яначка, «Сон в летнюю Ночь» Б. Бриттена; опера-балет «Снежная королева» М. Р. Раухвергера; балеты: «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна, «Каменный цветок» Прокофьева, «Икар» С. С. Слонимского, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Кармен-сюита» Р. К. Щедрина, «Асель» В. А. Власова, «Шурале» Ф. 3. Яруллина.
М. И. Чулаки избирался депутатом Верховного Совета РСФСР VI и VII созывов, был делегатом XXIV съезда КПСС. За заслуги в развитии советского музыкального искусства ему было присвоено звание народного артиста РСФСР и вручены награды — ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «Знак Почета».
Умер Михаил Иванович Чулаки 29 января 1989 г. в Москве.
Л. Сидельников