Курт Мазур

Kurt Masur

Дата рождения
18.07.1927
Дата смерти
19.12.2015
Профессия
Страна
Германия
Курт Мазур / Kurt Masur

С 1958 года, когда этот дирижер впервые побывал в СССР, он выступал у нас почти ежегодно — и с нашими оркестрами, и за пультом театра «Комише опер» во время гастролей последнего в СССР. Уже одно это свидетельствует о признании, которое Мазур завоевал у советской аудитории, полюбившей его, как говорится, с первого взгляда, тем более что привлекательный и элегантный дирижерский почерк артиста дополняется обаятельным внешним обликом: высокой, статной фигурой, «эстрадной» в лучшем смысле слова внешностью. А главное — Мазур зарекомендовал себя своеобразным и глубоким музыкантом. Недаром после его первых гастролей в СССР композитор А. Николаев писал: «Уже давно не приходилось слышать столь совершенной игры Государственного симфонического оркестра СССР, как под управлением этого дирижера». А спустя восемь лет в том же журнале «Советская музыка» другой рецензент отмечал, что «природное обаяние, отличный вкус, сердечность и «доверительность» его музицирования располагают к нему сердца и артистов оркестра и слушателей».

Вся дирижерская карьера Мазура развивалась на редкость стремительно и счастливо. Он был одним из первых дирижеров, воспитанных в молодой Германской Демократической Республике. В 1946 году Мазур поступил в лейпцигскую Высшую музыкальную школу, где изучал дирижирование под руководством Г. Бонгарца. Уже в 1948 году он получил ангажемент в театре города Халле, где проработал три года. Его первым спектаклем в 1949 году был балет «Картинки с выставки» по Мусоргскому. Затем Мазур назначается первым дирижером Эрфуртского театра; здесь же началась и его концертная деятельность. Репертуар молодого дирижера обогащался год от года. «Сила судьбы» и «Свадьба Фигаро», «Русалка» и «Тоска», классические симфонии и произведения современных авторов... Уже тогда критика признает Мазура дирижером с несомненным будущим. И вскоре он оправдывает этот прогноз своей работой на постах главного дирижера оперного театра в Лейпциге, дирижера Дрезденской филармонии, «генеральмузикдиректора» в Шверине и, наконец, главного дирижера театра «Комише опер» в Берлине.

То, что В. Фельзенштейн пригласил Мазура в число своих сотрудников, объяснялось не только возросшей репутацией дирижера, но и его интересными работами в музыкальном театре. Среди них были немецкие премьеры опер «Хари Янош» Кодаи, «Ромео и Юлия» Г. Зутермейстера, «Из мертвого дома» Якачека, возобновление опер «Радамист» Генделя и «Радость и любовь» Гайдна, постановки «Бориса Годунова» Мусоргского и «Арабеллы» Р. Штрауса. В «Комише опер» Мазур добавил к этому внушительному списку ряд новых работ, в том числе знакомую советским зрителям постановку «Отелло» Верди. Немало премьер и возобновлений провел он и на концертной эстраде; среди них новые произведения немецких композиторов — Эйслера, Чиленсека, Тильмана, Курца, Буттинга, Герстера. Вместе с тем его репертуарные возможности сейчас очень широки: только в нашей стране он исполнял произведения Бетховена, Моцарта, Гайдна, Шумана, Р. Штрауса, Респиги, Дебюсси, Стравинского и многих других авторов.

С 1957 года Мазур немало гастролирует за пределами ГДР. Он с успехом выступал в Финляндии, Нидерландах, Венгрии, Чехословакии и ряде других стран.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама