Уильям Бёрд

William Byrd

Дата рождения
1543
Дата смерти
04.07.1623
Профессия
Страна
Англия
Уильям Бёрд (William Byrd)

Уильям Бёрд (англ. William Byrd) (1543 или 1544, Линкольншир — 4 VII 1623, Стондон-Масси, Эссекс) — английский композитор, органист и нотоиздатель.

Время правления королевы Елизаветы I называют «золотым веком Англии», и не только потому, что Англия в это время стала «владычицей морей» и уверенно заявила о себе на международной арене — английская культура в это время тоже переживала мощный взлет: Кристофер Марло, Уильям Шекспир, Бен Джонсон, Фрэнсис Бэкон — это лишь малая часть великих людей, которых дала миру Англия в елизаветинскую эпоху. Одним из самых значительных художественных явлений того времени справедливо считается старейшая в мире клавирная школа — школа английских вёрджинелистов. Кто стоял у ее истоков? Это был композитор, клавесинист и органист Уильям Бёрд.

Сведения о происхождении и ранних годах композитора весьма скудны. Он появился на свет в Лондоне, куда его предки в XV столетии перебрались из Эссекса, но о его отце неизвестно практически ничего, кроме того, что он звался Томасом Бёрдом, и что семья была протестантской. Даже год рождения Уильяма Бёрда определяется весьма приблизительно: документы разных лет, в которых композитор указывал свой возраст, позволяют предполагать либо 1543—1544 гг., либо 1539—1540 гг. Столь же мало сведений о начале музыкального пути Бёрда — правда, известно, что двое его братьев были хористами в соборе св. Павла, и юный Уильям тоже вполне мог петь в хоре этого собора. Достоверно известно одно: его наставником был композитор и органист Томас Таллис. По-видимому, взаимоотношения между учителем и учеником были весьма теплыми: в 1585 г., когда Таллис ушел из жизни, Бёрд написал музыкальную элегию на собственный текст «Скончался Таллис, музыка скончалась».

Первые сочинения Бёрда относятся к концу правления Марии Тюдор, возродившей богослужения по сарумскому чину (вариант римского обряда, практиковавшегося в Англии), именно к этому обряду относятся псалмы и гимны, созданные молодым композитором.

В 1563 г. Бёрд стал органистом и хормейстером кафедрального собора в Линкольне. Эту должность композитор занимал в течение девяти лет, которые оказались отнюдь не безоблачными: в 1569 г. у Бёрда возник конфликт с церковным начальством — настолько серьезный, что была приостановлена выплата жалованья. Что послужило причиной конфликта, достоверно неизвестно, но музыковеды предполагают, что сложные приемы хоровой полифонии, которым отдавал предпочтение Бёрд, вызывали неприятие в протестантском Линкольне. Несмотря на подобные события, омрачавшие годы службы в Линкольнском соборе, время это оказалось плодотворным. Наряду с англиканской духовной музыкой композитор создавал инструментальные сочинения, включая Фантазию, и первый клавирный цикл, состоящий из паваны и гальярды.

С 1572 г. Бёрд служил в Королевской капелле в Лондоне. Престижная должность позволила приблизиться к королевскому двору. Он продолжает сочинять духовную музыку, но главной сферой композиторских интересов с середины 1570-х гг. становится для него музыка клавирная. Бёрд создает произведения для вёрджинела — английской разновидности клавесина (название его выводится от латинского слова «virgo» (дева, девственница), иногда это связывается с тем, что вёрджинел был любимым инструментом Елизаветы I, известной как «королева-девственница», однако название употреблялось еще до ее рождения). Большую часть сочинений Бёрда для вёрджинела составляют циклы из двух пьес (паваны и гальярды), а также граунды (жанр английской инструментальной музыки, являющий собой пьесу в форме вариаций на basso ostinato). Кроме того, композитор создавал программные пьесы, нередко основанные на звукоподражательных эффектах («Возница насвистывает», «Битва»).

Судьбу композитора нельзя назвать лёгкой. Лицензия на монопольное издание музыкальных произведений, которую он имел наряду со своим наставником Таллисом, не приносила большого дохода — а ведь Бёрд был отцом семейства, он даже вынужден был обратиться к королеве с просьбой о материальной помощи. Но не только материальные трудности омрачали жизнь композитора. Хотя Бёрд и происходил из протестантской семьи, в зрелом возрасте он обратился к католицизму, а быть католиком в елизаветинской Англии было нелегко и даже опасно, имена Бёрда и его супруги были занесены в черные списки, поскольку они не посещали богослужения англиканской церкви. Жизнь в обстановке постоянного преследования оказывала влияние на тематику музыкального творчества: создавая латинские мотеты, Бёрд выбирал библейские тексты, повествующие о страданиях избранного народа в египетском или вавилонском плену, о гонениях на преданных Богу людей.

С 1593 г. до смерти в 1623 г. композитор жил в небольшом селении в Эссексе. Здесь — во владениях лорда, исповедующего католическую веру — он, наконец, смог вздохнуть спокойно. В конце XVI века Бёрд создал свои лучшие творения в области духовной музыки — три мессы (трехголосную, четырехголосную и пятиголосную) и два сборника песнопений. Однако преследования со стороны властей омрачали жизнь Уильяма Бёрда до самого конца: после событий 1605 г., вошедших в историю как «Пороховой заговор», в Англии началась особенно активная борьба против католицизма, и многие творения Бёрда были запрещены, их исполнение каралось лишением свободы.


Уильям Бёрд музыке обучался, возможно, у Т. Таллиса. С 1563 работал церковным органистом в Линкольншире. С 1570 член Королевской капеллы, с 1572 придворный органист. В 1575 получил совместно с Таллисом привилегию на монопольное издание и продажу в Лондоне нот. После его смерти (1585) — владелец нотоиздательства. До 1593 жил в Лондоне, затем — в Стондон-Масси. Опубликовал ряд сборников многоголосных культовых сочинений и произведений английских мадригалистов и вёрджинелистов.

Бёрд — крупнейший мастер вёрджинельной музыки и мадригала. В его произведениях, отличающихся простотой и мужественностью стиля, сочностью письма, отразились особенности искусства английского Возрождения — эпохи К. Марло и У. Шекспира. Вёрджинельная музыка Бёрда, охватывающая различные жанры (фантазия, вариации, хоральная фигурация, англ. нар. песня и танец), интонационно связана с национальным муз. фольклором (многие пьесы для вёрджинела опубликованы в сборниках «My Ladye Nevelles booke», 1591, «Parthenia», 1611, и др. прижизненных изданий).

Искусный полифонист, Бёрд художественно переосмыслил в произведениях для вёрджинела приёмы вокального контрапунктического письма. Наиболее самобытен Бёрд в небольших пьесах песенного склада, нередко проникнутых лирическими, пасторальными настроениями. Во многих из них запечатлены жанровые сцены — это и остроумные вариации на тему популярной охотничьей песни «Уолсингэм», и обработка популярной песни елизаветинских времён «О, госпожа моя» («О Mistresse Myne»; упоминается У. Шекспиром в комедии «Двенадцатая ночь»), и воспроизведение посвиста извозчика. Бёрд писал и произведения программно-изобразительного характера (батальный цикл «Битва»).

Камерной музыке Бёрд для ансамбля виол, при сложности и изысканности полифонической фактуры, присущи лирическая теплота и интимная выразительность. Выделяются его фантазии, паваны и гадьярды для виолы.

Бёрд сыграл видную роль в развитии инструментальной музыки, в выработке нового музыкального языка, новых инструментальных форм, в частности вариаций. Он является также родоначальником английского мадригала. С творчеством Бёрда связано увлечение этим новым для Англии жанром светской вокальной музыки, который получил дальнейшее развитие в работах его ученика Т. Морли.

Свои эстетические взгляды Бёрд изложил в предисловии к сборнику «Псалмы, сонеты и песни грусти и печали» («Psalmes, Sonets and Songs of Sadnes and Pietie», 1588), в котором высказал пожелание, чтобы его музыка «счастливо неcла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения».

Бёрд отдал значительную дань и культовой католической музыке (мессы, градуалы и др.). Многие сочинения изданы при жизни Бёрда, но многие остались в рукописи.

Клавирное творчество Бёрда

Сочинения:

камерно-инструментальные — музыка для различных составов виол (в т.ч. 15, фантазий, паваны и гальярды), ок. 140 пьес для вёрджинела, пьесы для лютни, вокальные сочинения — ок. 70 мадригалов для 3-6 голосов, свыше 30 песен для 1, 2 и 3 голосов с инструментальным сопровождением (б. ч. опубликованы в сб. «Псалмы, сонеты и песни грусти и печали», 1588, 1611), «Песни разного рода» (Songs of sundrie natures, 1589), культовые (католические) произведения — 3 мессы, 2 сборника мотетов ( 1589, 1591), 2 сборника градуалов (1605, 1607) и др.

Литература: Алексеев А. Д., Клавишное искусство, М.-Л., 1952, с. 32, Друскин М. С., Клавирная музыка; Л., 1960 с. 106-108 и др.

И. М. Ямпольский
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Эуген Сенкар Дирижёры

Произведения

Словарные статьи

Вёрджинел 14.02.2012 в 15:14

рекомендуем

смотрите также

Рихард Штраус Композиторы
Оскар Кокошка Музыкальные и театральные деятели
Пьер Лакотт Танцовщики
Александр Фисейский Инструменталисты
Джакомо Пуччини Композиторы

Реклама