Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка охотников, поддужные колокольца, свисток), или манки, имитирующие пение птиц и крик животных, употребляемые при охоте, а также инструменты, служащие спец. сигнальным целям, при известных условиях могут использоваться и как М. и. Существуют также М. и. прикладного назначения, применяемые в ритуальных целях (шаманский бубен, буддийские гхан-дан и бурэ, нивхский частйгре); иногда они используются для сопровождения нар. танцев (эст. краатспилль, латыш, тридекснис, чагана, эглите). Сюда можно отнести приспособления, с помощью к-рых в симф. (оперном) оркестре воспроизводят раскаты грома, завывания ветра, щёлканье бича и т. п. Нек-рые из инструментов прикладного назначения и сигнальные могут выполнять и муз. художеств. функции, напр. церковные колокола со свободно подвешенным языком. К М. и. причисляются и литов. тошаля или латыш. берзстаасе, сделанные из берестяной пластинки, марийский эфи из листа сирени, укр. луска из рогового отщепа и др.; с помощью подобных инструментов нар. музыканты искусно насвистывают достаточно сложные мелодии, обильно оснащая их разл. пассажами и мелизмами.

Каждый М. и. обладает присущим ему тембром (характером, окраской) звучания, специфич. динамическими возможностями и определённым диапазоном звуков. Качество звучания М. и. зависит от материалов, применяемых для изготовления инструмента, приданной им формы (т. е. всех размерных данных деталей, узлов) и может быть изменено с помощью дополнит. приспособлений (напр., сурдины), разл. приёмов звукоизвлечения (напр., пиццикато, флажолет и т. п.).

М. и. условно принято делить на народные и профессиональные. Первые изготовляются в народе и используются в быту и муз.-художеств. исполнительстве. Одни и те же инструменты могут принадлежать как одному, так и разным народам, связанным между собой этнич. родством или длит. историко-культурными контактами. Так, только на Украине бытует бандура, а в Грузии — пандури и чонгури. С др. стороны, вост. славяне — русские, украинцы, белорусы — имели в прошлом и частично употребляют ныне общие инструменты — гусли, сопель (сопилка, дудка), жалейку (рожок), волынку (дуду), колёсную лиру, в Азербайджане и Армении — саз, тар, кеманчу, зурну, дудук; в Узбекистане и Таджикистане почти все инструменты одинаковы. Проф. инструменты в подавляющем большинстве созданы в результате усовершенствования и видоизменения нар. инструментов. Так, напр., в далёком прошлом исключительно нар. инструментом была скрипка, из простейшей народной возникла совр. флейта, из примитивного шалюмо — кларнет и т. д. К профессиональным обычно относят М. и., входящие в состав симф. (оперного), духового и эстр. оркестров, а также духовые и струн. клавишные (орган, фп., в прошлом — клавесин, клавикорд). В ряде стран (Индия, Иран, Турция, Китай и др.) играют почти исключительно на народных М. и., и исполнительское иск-во на таких инструментах являет в этих странах образцы высокого профессионализма. Тем не менее в условиях европ. муз. культуры оркестровые и особенно клавишные М. и., генетически прямо не связанные с народными, правомерно относят к разряду проф. М. и.; их конструкция, технико-исполнительские и художественно-выразит. возможности доведены до совершенства.

Возникновение М. и. относится к глубокой древности. Нек-рые из них, напр. рога и примитивные флейты из кости, археологи находят при раскопках поселений человека эпохи палеолита. В памятниках неолитич. эпохи встречаются односторонние барабаны, духовые язычковые (типа шалмея или шалюмо), первобытные ксилофоны и флейты с игровыми отверстиями. Позднее других появились струн. М. и. — простейшие арфы, лютневидные и танбуровидные, но и они были известны нек-рым народам задолго до н. э. Существуют разл. гипотезы происхождения М. и. Предполагается, что первоначально это были сигнальные орудия и что они в той или иной мере были связаны с трудовыми процессами первобытного человека. Однако, как свидетельствуют археологич. материалы, уже на ранней стадии развития человеческого общества существовали инструменты, выполнявшие чисто муз.-эстетич. функцию: флейты с игровыми отверстиями, позволяющие извлекать звуки разной высоты точно зафиксированного звукоряда (что указывает на зарождение осмысленной муз. системы), струн. инструменты, пригодные лишь для исполнения музыки, разл. типы кастаньет, сопровождающие одиночные и групповые пляски, и т. д. С помощью передувания для муз. исполнительства могли использоваться сигнальные трубы и рога.

Эволюция М. и., обогащение инструментария шли в непосредств. связи с общим развитием человечества, его культуры, муз., исполнит. иск-ва и техники произ-ва. При этом одни М. и., благодаря особенности их конструкции, дошли до нас в первоначальном виде (напр., узб. каменные кастаньеты — кайрак), другие — подвергались усовершенствованию, нек-рые М. и., переставшие отвечать новым социально-общественным и эстетич. потребностям, выходили из употребления и на смену им приходили новые. Количество и разнообразие М. и. всё более увеличивалось. Муз. иск-во, развиваясь, требовало соответствующих средств выражения, а более совершенные М. и., в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию муз. творчества и исполнит. иск-ва. Однако не всегда степень многообразия и технич. состояния М. и. может служить мерилом уровня муз. культуры. Нек-рые народы, отдавая предпочтение вок. музыке, создавали М. и. в ограниченном количестве и применяли их гл. обр. в качестве аккомпанирующих хор. пению. Таковы, напр., груз. чонгури и пандури или единственные, в сущности, курай у башкиров и хомыс у якутов. В то же время иск-во игры на курае и хомысе, исполняемая на них музыка достигли у этих народов большого совершенства.

Наиболее отчётливо связь М. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области проф. музыки (в нар. музыке эти процессы протекают значительно медленнее, и М. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15–16 вв. фидели (виелы) с их грубоватым звуком были заменены нежно звучащими, матового тембра, «аристократическими» виолами. В 17–18 вв. в связи с развитием гомофонно-гармонич. стиля и появлением музыки, требующей динамически разнообразного исполнения, на смену виолам пришла скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком и возможностями для виртуозной игры. Одноврем. с виолами вышла из употребления мягкая, но «безжизненная» по звучанию продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестали применяться европ. лютня и её разновидности — теорба и китаррон (архилютня), а в домашнем музицировании лютню заменили виуэла, затем — гитара. К кон. 18 в. клавесин был вытеснен новым М. и. — фортепьяно.

Проф. М. и., в виду сложности их конструкции, больше народных зависят в своём развитии от состояния точных наук и техники производства — наличия муз. фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями и квалифицированными специалистами по изготовлению инструментов. Исключение составляют лишь инструменты скрипич. семейства, требующие индивидуального изготовления. Скрипки, виолончели, контрабасы, усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешианскими и кремонскими мастерами 16–18 вв. (Г. да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Гварнери дель Джезу и др.), остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие проф. М. и. происходило в 18–19 вв. Создание Т. Бёмом новой конструкции флейты с клапанной системой (первая модель появилась в 1832) расширило творческие возможности композиторов, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию лроизвело появление в начале 19 в. вентильной механики у медных духовых инструментов. Благодаря этому они превратились из т.н. натуральных М. и. (с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными возможностями) в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистич. изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточково-го фортепьяно, заменившего клавесин и клавикорд. С изобретением электричества и радио стало возможным конструирование электро- музыкальных инструментов.

В меньшей степени (благодаря индивидуальной выделке) зависят от уровня техники нар. М. и. Однако и здесь без достаточно развитого кустарного и фабрично-заводского производства невозможно массовое внедрение гармоник, усовершенствованных «андреевских» балалаек и домр (Россия), тамбурашских инструментов (Чехословакия и Югославия), тарогаты (Венгрия и Румыния) и т. д. Развитие нар. М. и. находится в прямой зависимости от социальных условий жизни общества. В СССР благодаря развитию нац. иск-ва, а также общему подъёму экономики и культуры широких нар. масс в республиках и автономных областях стали создаваться многочисл. инстр. коллективы, развернулись работы по возрождению, реконструкции и усовершенствованию нар. М. и., конструированию их семейств для ансамблевого и оркестрового исполнительства, к-рого ранее не знали мн. народы. Твёрдо закрепились не только в проф. и самодеят. сольном и коллективном исполнительстве, но и в нар. муз. быту такие М. и. усовершенствованной системы, как бандура на Украине, цимбалы в Белоруссии, канклес и бирбине в Литве, каннели разного вида в Эстонии, дутар, кашгарский рубаб и чанг в Узбекистане, домбра в Казахстане и т. д.

В связи с расширением репертуара самодеят. и проф. ансамблей и оркестров нар. инструментов, включением в него муз. классики и произв. совр. композиторов (в т. ч. крупных форм), а также благодаря общему подъёму музыкальной культуры народов СССР исполнители, ансамбли и оркестры нар. инструментов стали применять массовые и проф. М. и. — гитару, баян, аккордеон, скрипку, кларнет, а в отд. случаях — флейту, трубу и тромбон.

Типологич. многообразие существующих в мире М. и. огромно. Систематизируя М. и., их объединяют в группы по к.-л. характерным признакам. Древнейшими системами классификации считают индийскую и китайскую; первая классифицирует М. и. по способу возбуждения звука, вторая — по виду материала, из к-рого сделан инструмент. Обычно принято делить М. и. на 3 группы: духовые, струнные и ударные. Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы: духовые — на деревянные и медные, а струнные — на щипковые и смычковые. Источником звука духовых инструментов служит столб воздуха, заключённый в канале ствола, струнных — натянутая струна; группу ударных составляют инструменты, на которых звук извлекается ударом. К проф. дух. деревянным инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот и их разновидности (флейта пикколо, английский рожок, баскларнет, контрафагот), а также семейство саксофонов и сарюсофонов. Несмотря на то, что нек-рые инструменты (совр. флейта и флейта пикколо, саксофоны, сарюсофоны) делаются из металла, а другие (кларнет, гобой) иногда из пластмассы, по способу извлечения звука и общей музыкальной характеристике они полностью соответствуют деревянным духовым. Среди народных инструментов этой подгруппы — узбекско-тадж. най, карельские лиру и лудду, латыш. ганурагс, бурят. бишкур. В подгруппу медных духовых (их наз. также амбушюрными или мундштучными) входят труба, валторна, тромбон, туба, инструменты дух. оркестра (бюгелгорны и флюгельгорны), из нар. — узбекско-тадж. карнай, укр. (гуцульская) трембита, молд. бучум, эст. сарв, рус. владимирские рожки. Хотя почти все они деревянные, по способу извлечения звука и его характеру они мало чем отличаются от медных духовых. Подгруппу струнных щипковых составляют арфа, гитара, мандолина, казах. домбра, туркм. дутар, рус. гусли и такого же типа эст. каннель, латыш. кокле, литов. канклес, карельское кантеле. К смычковым относятся скрипка и её семейство (альт, виолончель, контрабас), азерб. кеманча, кирг. кыяк, тувинский бызанчи, марийский ковыж. Группу ударных составляют многочисл. и разнообразные М. и. с кожаной мембраной (литавры, барабаны, бубны) или сделанные из материала, к-рый сам способен звучать (тарелки, гонг, треугольник, ксилофон, кастаньеты и др.). Клавишными наз. клавесин, фортепьяно (рояль, пианино), орган, фисгармония и др.

В науч. инструментоведческой лит-ре пользуются более сложными, но и более точными системами классификации (см. подробнее в ст. Инструментоведение), позволяющими полнее и всесторонне раскрывать сущность каждого вида М. и. Наибольшей известностью пользуется система, основа к-рой была заложена Ф. Гевартом («Nouveau traitй d’instrumentation», P. — Brux., 1885) и развита затем В. Маийоном («Catalogue descriptif et analytique du Musee instrumentale du Conservatoire royal de musique de Bruxelles», v. 1–5, Gand 1893–1922). Определяющими признаками классификации в системе являются источник звука и способ его извлечения; дальнейшая градация М. и. производится в соответствии с особенностями их конструкции. Осн. принципы классификации Геварта и Маийона, в значит. степени принятые и скрупулёзно разработанные впоследствии Э. Хорнбостелем и К. Заксом («Systematik der Musikinstrumente», «Zeitschrift fur Ethnologie», 1914, (Jahrg.) 46), чаще всего используются и в сов. инструментоведении (без излишнего дробления инструментов на виды и разновидности). По принятой в СССР системе М. и. делятся по источнику звука на 4 группы: духовые (аэрофоны), струнные (хордофоны), мембранные (мембранофоны) и самозвучащие (идиофоны или автофоны). Источником звука мембранных служит натянутая кожа или пузырь животного, самозвучащих — внутренне напряжённый материал, из к-рого сделан инструмент или его звучащая деталь. По способу извлечения звука духовые делятся на флейтовые, язычковые, мундштучные и флейтово-язычковые клавишные. К флейтовым относятся все разновидности флейт: окариновидные, продольные (инструмент держат в продольном положении) и поперечные (инструмент держат в поперечном положении). Окариновидные — это все виды сосудообразных свистулек и окарины; продольные подразделяются на открытые, у к-рых открыты оба конца ствола (башк. курай, туркм. тюйдук, адыгейский камыль, абх. апхерца), свистковые (блокфлёте, белорус. дудка, рус. сопель, даг. кшул, алтайский шогур), многоствольные типа флейты Пана (груз. ларчеми или соинари, молд. най, укр. свыриль, куим-чипсан народа коми); среди поперечных наиболее известны совр. проф. флейты, узб.-тадж. най, тувинская лемби, бурят. лимба. Язычковые разделяются на инструменты со свободным язычком (марийский лышташ из листа черёмухи, аджарская сапрацуна из орехового листа, укр. луска из рогового отщена, латыш. бэрзстаасе в виде берестяной пластинки), с одинарным бьющимся язычком (кларнет, саксофон, рус. жалейка, волынка или дуда, эст. роопилль, литов. бирбине), с двойным бьющимся язычком (гобой, фагот, сарюсофон, азерб. и арм. дудук и зурна, узб.-тадж. сурнай, бурят. бишкур), с проскакивающим язычком (все виды гармоник и фисгармония; эти инструменты в сущности являются самозвучащими, т. к. у них звучит сам язычок, но по традиции их относят к духовым). Мундштучные состоят из инструментов, у к-рых возбудителем колебаний столба воздуха служат губы исполнителя, приложенные к устью (мундштуку) ствола и соответственно напряжённые (проф. медные инструменты, народные — рога, рожки и трубы). К флейтово-язычковым клавишным относятся разл. конструкции оргбны.

Группа струнных состоит из щипковых, смычковых и ударных инструментов. На первых звук извлекается защипыванием струны пером, пальцем, плектром (спинет, клавесин, арфа, гитара, балалайка, казах. домбра, мандолина); на смычковых-либо смычком (инструменты скрипичного семейства, арм. кямани, груз. чунири, осетинский киссын-фандыр, кирг. кыяк, казах. кобыз), либо фрикционным колесом (колёсные лиры), а на ударных — ударом по струне молоточком или палочками (клавикорд, фп., цимбалы, арм. и груз. сантур или сантури).

Мембранную группу составляют инструменты с туго натянутой перепонкой, по к-рой ударяют рукой, колотушкой или извлекают звук фрикционным способом (бубен, литавры, барабаны, укр. бугай и молд. бухай). К мембранным причисляются также мирлитоны — инструменты с мембраной, к-рая усиливает и окрашивает в особый тембр голос певца (укр. очеретына, чуваш. турана каланы, обёрнутый папиросной бумагой обычный гребешок для расчёсывания волос). Многочисл. группа самозвучащих инструментов подразделяется на щипковые (варган во всех его модификациях), ударные (ксилофон, металлофон, челеста, гонг, тарелки, треугольник, орк. колокола, литов. джингулис, кабардино-балкарский и адыгейский пхачич), фрикционные (эст. краатспилль и пингипилль, абх. акунджьапхьарца, даг. чанг-чугур).

Особые группы составляют механические и электрофонические инструменты. На механических игра производится с помощью заводного или электрического механизма, вращения вала рукой, электрофонические подразделяются на адаптированные (обычные инструменты, снабжённые приспособлением для усиления звука) и электронные, источником звука к-рых являются электрические колебания (см. Электромузыкальные инструменты).

Литература: Фаминцын А. С., Гусли — русский народный музыкальный инструмент, СПБ, 1890; его же, Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Привалов Н. И., Танбуровидные музыкальные инструменты русского народа, «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1905, вып. 4–6, 1906, вып. 2; его же, Музыкальные духовые инструменты русского народа, вып. 1–2, СПБ, 1907–08; Mаслов A., Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве, в сб.: Труды музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 2, М., 1911; Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России…, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1928; Привалау Н., Народныя музычныя инструменты Беларусi в кн.: Институт беларусае культуры. Зaпicкi аддзелу гуманiтарных навук, кн. 4. Працы катэдры этнографii, т. 1, Менск, 1928; Успенский В., Беляев В., Туркменская музыка…, М., 1928; Хоткевич Р., Музичнi iнструменти украпньского народу, Харкiв, 1930; Закс К., Современные музыкальные оркестровые инструменты, пер. с нем., М.-Л., 1932; Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938; Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1936; Аракишвили Д., Описание и обмер народных музыкальных инструментов, Тб., 1940 (на груз. яз.); Агажанов A., Русские народные музыкальные инструменты, М.-Л., 1949; Рогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 1–4, М., 1953–56; его же, Беседы об оркестре, М., 1961; Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти на Украпнi, Kипв, 1955; Гизатов Б., Казахский государственный оркестр народных инструментов им. Курмангазы, A.-A., 1957; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Pр., 1958; Жинович И., Государственный белорусский народный оркестр, Минск, 1958; Hикифoрв П. Н., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; (Раliulis S.), Lietuviu liaudies instrumentine muzika, Vilnius, 1959; Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Модр A., Музыкальные инструменты, пер. с чеш., М., 1959; Нюрнберг Н., Симфонический оркестр и его инструменты, Л.-М., 1959; Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; его же, Музыкальные инструменты народов Сибири, в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР, т. 18, М., 1968; Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962; Соколов В. Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975; Pараев А. М., Алтайские народные музыкальные инструменты, Горно-Алтайск, 1963; Эйхгорн A., Музыкально-этнографические материалы (пер. с нем. под ред. В. М. Беляева), Таш., 1963 (Музыкальная фольклористика в Узбекистане); Аксенов А. Н.,. Тувинская народная музыка. Материалы и исследования, М., 1964; Беров Л. С., Молдавские народные музыкальные инструменты, Киш., 1964; Смирнов Б., Искусство владимирских рожечников, М., 1965; его же, Монгольская народная музыка, М., 1971; Tритуз M. Л., Музыкальная культура Калмыцкой АССР, М., 1965; Гуменюк A., Украпньскi народнi музичнi iнструменти, Киiв, 1967; Mирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; Xашба И. М., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967; Левин С. Я., О музыкальных инструментах адыгейского народа, в сб.: Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, т. 7, Майкоп, 1968; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Pичугин П., Народная музыка Аргентины. М., 1971; Mahillоn V. Сh., Catalogue descriptif et analitique du Musйe instrumental du Conservatoire royal de musique de Bruxelles, v. 1–5, Gand, 1893–1922; Saсhs C., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Nachdruck, Hildesheim, 1962 (англ. изд., N. Y., (1964)); его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930, Nachdruck, (Lpz., 1966); его же, Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1928, Nachdruck, Hilvcrsum, 1965; его же, The History of Museal instruments, N. Y., (1940); Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., (1963); Bachmann W., Die Anfдnge des Streichinstrumentenspiels, Lpz., 1964; Buchner A., Musikinstrumente der Vцlker, Prag, 1968; его же, Vom Glockenspiel zum Pianola, (Prag, 1959); Studia instrumentorum musicae popularis, Stockh., 1969. См. также лит. при ст. Инструментовка.

К. А. Вертков, С. Я. Левин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Секстаккорд Теория музыки
Обиходный звукоряд Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Крюки, знамена Теория музыки
Хоральная прелюдия Музыкальные жанры
Arabesque, арабеск Балет и танец
Баян Музыкальные инструменты
Финский балет Балет и танец
Партия Термины и понятия
Обиходный звукоряд Церковная музыка

Реклама