Ars antiqua, арс антиква

Категории словаря

Ars antiqua (арс антиква, лат. — старинное искусство) — наименование, которое дали культовой полифонии 12–13 вв. музыканты раннего Возрождения (14 в.), противопоставлявшие её светской полифонии — созданному ими Ars nova («новому искусству»).

Главные очаги Ars antiqua — монастырские и гор. (соборные, университетские) центры Зап. Европы, в первую очередь Франции — Шартр, Лимож, Париж и др. А. а. пришло на смену монодии раннего средневековья и привело к богатому развитию появившихся ещё в 9–11 вв. первых начатков органума; на протяжении почти трёх столетий Ars antiqua оставалось новаторским явлением. Краткие песнопения многогол. склада сочинялись обычно на тему к.-л. литургич. напева, проходившего в нижнем голосе (tenor), над к-рым располагалось от одного до трёх контрапунктирующих голосов (duplum, triplum, quadruplum). Конструкция скреплялась единым трёхдольным размером и единством ритмики во всех голосах (изоритмия), соответствовавшим системе ритмич. модусов средневековья. Вплоть до 12 в. преобладало параллельное движение голосов — в кварту, квинту, октаву, позднее — в терцию (cantus gemellus), а также — параллельными секстаккордами (фобурдон). Целое представляло тип органума.

В 12–13 вв. композиторы Певческой школы капеллы Собора Парижской богоматери Леонин и Перотин и ученики Перотина — Р. де Себильон и П. де ла Круа преобразовали прежний органум; в верхнем голосе (дисканте) они применили свободные переходы от параллельного к противоположному движению и орнаментально-фигуративную расцветку мелодии, постепенно отошли и от модальной ритмики. Верхние голоса у Перотина иногда образуют контрастное двухголосие, порой он искусно применяет имитацию. Обогащение многогол. ткани и её ритмич. структуры потребовало усовершенствования нотации, точного обозначения длительностей (мензура). Эти новые приёмы письма у поздних мастеров Ars antiqua перешли и в светские жанры — кондукт, мотет и подготовили переход к ars nova.

Виднейшие теоретики Ars antiqua — Йоханнес де Гарландиа (13 в.), Франко Парижский и Франко Кёльнский, автор трактата «Ars cantus mensurabilis», в к-ром на основе намеченного Гарландиа и др. исследователями были разработаны осн. принципы мензуральной нотации (13 в.), Йоханнес де Грохео (13–14 вв.).

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII в., вып. 1, М., 1963, гл. 2; Gastoue Am., Etude sur la polyphonie du IX au XV siecles, P., (s. a.); Ambros A. W., Geschichte der Musik, Bd 2, Lpz., 1880; Nef K., Einfuhrung in die Musikgeschichte, Basel. 1920, 1945, рус. пер., M., 1930, 2 1938, с. 46–50; Pruniures A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934, рус. пер., M., 1937.

К. К. Розеншильд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Куявяк Музыкальные жанры и формы
Исландская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Балладная опера Музыкальные жанры и формы
Переложение Термины и понятия
Такт Теория музыки
Куплет Опера, вокал, пение
Прелюдия Музыкальные жанры и формы
Конкурсы музыкальные Термины и понятия
Цинь Музыкальные инструменты
Советская музыка Национальные культуры
Квинтет Термины и понятия

Реклама