лат. — старинное искусство
Наименование, к-рое дали культовой полифонии 12-13 вв. музыканты раннего Возрождения (14 в.), противопоставлявшие её светской полифонии - созданному ими ars nova ("новому искусству"). Главные очаги А. а. - монастырские и гор. (соборные, университетские) центры Зап. Европы, в первую очередь Франции - Шартр, Лимож, Париж и др. А. а. пришло на смену монодии раннего средневековья и привело к богатому развитию появившихся ещё в 9-11 вв. первых начатков органума; на протяжении почти трёх столетий А. а. оставалось новаторским явлением. Краткие песнопения многогол. склада сочинялись обычно на тему к.-л. литургич. напева, проходившего в нижнем голосе (tenor), над к-рым располагалось от одного до трёх контрапунктирующих голосов (duplum, triplum, quadruplum). Конструкция скреплялась единым трёхдольным размером и единством ритмики во всех голосах (изоритмия), соответствовавшим системе ритмич. модусов средневековья. Вплоть до 12 в. преобладало параллельное движение голосов - в кварту, квинту, октаву, позднее - в терцию (cantus gemellus), а также - параллельными секстаккордами (фобурдон). Целое представляло тип органума. В 12-13 вв. композиторы Певческой школы капеллы Собора Парижской богоматери Леонин и Перотин и ученики Перотина - Р. де Себильон и П. де ла Круа преобразовали прежний органум; в верхнем голосе (дисканте) они применили свободные переходы от параллельного к противоположному движению и орнаментально-фигуративную расцветку мелодии, постепенно отошли и от модальной ритмики. Верхние голоса у Перотина иногда образуют контрастное двухголосие, порой он искусно применяет имитацию. Обогащение многогол. ткани и её ритмич. структуры потребовало усовершенствования нотации, точного обозначения длительностей (мензура). Эти новые приёмы письма у поздних мастеров А. а. перешли и в светские жанры - кондукт, мотет и подготовили переход к ars nova. Виднейшие теоретики А. а. - Йоханнес де Гарландиа (13 в.), Франко Парижский и Франко Кёльнский, автор трактата "Ars cantus mensurabilis", в к-ром на основе намеченного Гарландиа и др. исследователями были разработаны осн. принципы мензуральной нотации (13 в.), Йоханнес де Грохео (13-14 вв.).
Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII в., вып. 1, М., 1963, гл. 2; Gastouй Am., Йtude sur la polyphonie du IX au XV siиcles, P., (s. a.); Ambros A. W., Geschichte der Musik, Bd 2, Lpz., 1880; Nef K., Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel. 1920, 1945, рус. пер., M., 1930, 2 1938, с. 46-50; Pruniиres A., Nouvelle histoire de la musique, t. 1, P., 1934, рус. пер., M., 1937.
К. К. Розеншильд