Камерный оркестр

Камерный оркестр — оркестр небольшого состава, ядром к-рого является ансамбль исполнителей на струн. инструментах (6–8 скрипок, 2–3 альта, 2–3 виолончели, контрабас). В К. о. нередко входит клавесин, к-рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и фаготами принимает участие в исполнении генерал-баса. Иногда в К. о. включаются дух. инструменты.

В 17–18 вв. такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) применялись для исполнения concerti grossi, концертов с солирующими инструментами, конц. симфоний, орк. сюит, серенад, дивертисментов и др. Тогда они не носили названия «К. о.». Этот термин вошёл в обиход лишь в 20 в. К. о., также как большой и малый, представляет собой самостоят. тип оркестра.

Возрождение К. о. во многом связано с ростом интереса к доклассич. и раннеклассич. музыке, в частности к творчеству И. С. Баха, и со стремлением воспроизвести её подлинное звучание. Основу репертуара большинства К. о. составляют произв. А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. Важную роль сыграл также интерес к К. о. совр. композиторов, обусловленный стремлением найти адекватные средства для воплощения муз. идеи «малого плана», реакцией на выросший до гигантских размеров «сверхоркестр» начала 20 в. (Р. Штраус, Г. Малер, И. Ф. Стравинский) и тягой к экономии муз. средств, возрождением полифонии.

К. о. 20 в. свойственны значит. свобода, ненормированность, как бы случайность состава, каждый раз определяющегося тем или иным художеств. замыслом. Под совр. К. о. нередко подразумевают состав, в к-ром, как в камерном ансамбле, каждая инстр. партия представлена преим. одним солистом. Иногда К. о. ограничивается лишь струн. инструментами (Я. П. Ряэтс, Концерт для камерного оркестра, ор. 16, 1964). В тех случаях, когда в него входят и дух. инструменты, состав его может колебаться от неск. солистов (П. Хиндемит, «Камерная музыка» No 3, ор. 36, для виолончели obligato и 10 солирующих инструментов, 1925) до 20–30 исполнителей (А. Г. Шнитке, 2-й концерт для скрипки и камерного оркестра, 1970; Д. Д. Шостакович, 14-я симфония для сопрано, баса и камерного оркестра, ор. 135, 1971), не достигая, однако, полноты состава малого симф. оркестра.

Границы между К. о. и камерным ансамблем довольно расплывчаты. В 20 в. для К. о. пишут сочинения в самых различных жанрах. В числе совр. заруб. оркестров: К. о. под упр. В. Штроса (ФРГ, организован в 1942), Штутгартский К. о. под упр. К.Мюнхингера (ФРГ, 1946), Венский камерный ансамбль старинной музыки «Musica anticua» под упр. Б. Клебеля (Австрия), «Виртуозы Рима» под упр. Р.Фазано (1947), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954), камерный оркестр «Кларион-концертс» (США, 1957), камерный оркестр под упр. А. Бротта (Канада) и др. К. о. имеются во мн. крупных городах СССР: Московский К. о. под упр. Р. Б. Баршая (1956), К. о. Московской консерватории под упр. M. H. Тэриана (1961), Ленинградский К. о. под упр. Л. М. Гозмана (1961), Киевский К. о. под упр. И. И. Блажкова (1961), К. о. Литовской гос. филармонии под упр. С. Сондецкого (Каунас, 1960) и др.

Литература: Гинзбург Л., Рабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Раабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L’orchestre des concerts de chambre au XVII-e siecle, «ZIMG», Jahrg. XI, 1909–10; Rrunieres H., La musique de la chambre et de l’ecurie sous le rugne de Franзois, 1-er, «L’annee musicale», I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсuel G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siecle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1–2, В., 1928–29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L’orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.

И. А. Барсова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Конкурсы музыкальные Термины и понятия

Коллективы

рекомендуем

смотрите также

Страсти Церковная музыка
Обращение аккорда Теория музыки
Румба Музыкальные жанры
Tour, тур Балет и танец
Тар Музыкальные инструменты
Фонограмархив Термины и понятия
Запев Термины и понятия
Макам Термины и понятия
Сирийская музыка Национальные культуры

Реклама