Волынка — народный духовой язычковый инструмент. Представляет собой мех (воздушный резервуар) из кожи или пузыря животного, в к-рый вделаны маленькая трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок: одинарная (иногда парная и как редкое исключение тройная) трубка с игровыми отверстиями, на к-рой исполняют мелодию, и одна, две и более басовые трубки, сопровождающие игру непрерывным и не изменяющимся по высоте бурдоном. Встречаются В. и без бурдонных трубок, например груз. ствири. Все игровые трубки имеют пищики из камыша с одинарным или (реже) двойным язычком. Исполнитель держит В. под мышкой или перед собой. Мех наполняется воздухом, который приводит язычки в состояние вибрации, и трубки начинают звучать. Когда исполнитель набирает воздух в лёгкие, он прижимает мех к корпусу, благодаря чему звучание не прекращается и сила его остаётся неизменной. Некоторые В. снабжены маленькими мехами (типа кузнечных) для накачивания воздуха в резервуар. Мелодическая трубка имеет диатонический звукоряд, объём к-рого зависит от количества игровых отверстий. Бурдонные трубки настраиваются по отношению к мелодич. трубке и друг к другу в кварту, квинту, октаву. Звучит В. сильно и резко.
Применяется гл. обр. для сопровождения массовых нар. танцев на открытом воздухе. Иногда волынщик поет на фоне звучания бурдонных трубок, а в перерывах между пением исполняет инстр. отыгрыши. Для исполняемой на В. музыки характерно обилие мелизматики — фиоритур, коротких трелей и т. п. В.- преим. сольный инструмент, но нередко используется и в разл. инстр. ансамблях.
В. распространена во многих странах мира. В СССР встречается в Молдавии, на Украине, в республиках Прибалтики, Закавказья и Поволжья, в прошлом пользовалась популярностью также в Великороссии и Белоруссии. Местные разновидности В. часто носят др. названия: дуда (рус., укр., белорус.), чимпой (молд.), паркапзук или тик (арм.), ствири или гудаствири (груз.), чибони (аджар.), тулум (азерб.), шувыр (марийск.), быз (удмурт.), шапар и сарнай (чуваш.). Названия В. в зарубежных странах: дуды (чеш.), коза (польск.), гайда (болг.), закпфайфе или дудельзак (нем.), бэгпайп (англ.), дуделзак (голл.), корнемюз (франц.) и др.
В. применяются в шотл. воен. оркестрах волынщиков. Разновидностью В. является франц. мюзет.
Литература: Flood W. H. G., The story of the bagpipe, L., 1911, Sirоla B., Sviraljke s udarnim jezickom, Zagreb, 1937.
К. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется «Волынка»? Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание народного инструмента, распространенного во многих странах мира.
Волынка — духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь — мех, то есть воздушный резервуар из кожи или пузыря. В мех вставлены несколько трубок. Одна из них — с отверстиями, как у любого деревянного духового инструмента. На ней исполняют мелодию. Другая трубочка, маленькая, служит для нагнетания воздуха: исполнитель дует в нее или приспосабливает к ней маленькие меха, похожие на кузнечные, Все остальные трубки — их может быть от одной до нескольких — сопровождают мелодию непрерывным звучанием, соответственно, одного, двух или нескольких звуков, не изменяющихся по высоте. Таким образом, мелодия на волынке всегда звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента.
На волынке играют, как правило, на открытом воздухе, так как звук ее сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. В Шотландии есть военные оркестры волынщиков. Музыканты играют в своих национальных костюмах — коротких клетчатых юбочках.
В разных краях инструмент этот называется по-разному. Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой или козой называется он на Украине и в Белоруссии. В Грузии это ствири, в Армении паркабзук, в Эстонии — торупилль.
Л. В. Михеева
«Тянуть волынку» — это как раз связано с народным инструментом, очень древним и распространенным по всему миру. Правда, раньше это выражение употреблялось как комплимент играющему, умеющему извлекать и держать на волынке долгий ровный звук. Но, видимо, выражение это переосмыслилось после того, как волынка ушла из общенародного употребления в «резервации» деревенского фольклора.
У разных народов волынка имеет различные названия. В Польше ее называют «коза», что очень метко передает ее внешний вид: надутый воздухом продолговатый мешок подобно телу козы, из которого торчат длинные трубки, словно ноги. Инструмент сложный. Манипулируя этими трубками, вдувая в волынку воздух, музыкант умудряется одновременно извлекать тянущиеся низкие и подвижные высокие звуки.
М. Г. Рыцарева