Швейцарский балет
Танцы с древних времён входили в празднества виноградарей и в маскарады. В ср. века танец был связан с церковными представлениями мистерий. Первый балет — «Сигизмунд» — пост. иезуитами в 1665 в Люцерне. В 18 в. балеты ставились в связи с событиями обществ. значения («Да здравствует жизнь!», 1759, балетм. В. Бруннер; в честь вступления гор. Базеля в щвейцарскую конфедерацию). В 19 в. открылся ряд городских театров, где изредка показывали балеты («Эксцельсиор» Маренко, балетм. Л. Манцотти, 1889, «Гран театр», Женева; «Фея кукол», 1891, Оперный театр, Цюрих). После 1-й мировой войны развитие получил ритмопластич. танец, связанный с деятельностью швейц. педагога Э. Жака-Далькроза (в 1915–50 возглавлял в Женеве Институт Жака-Далькроза), артистов М. Терпис, Т. Шоп, Б. Трюмпи, В. Скоронель. С 1920-х гг. в Цюрихе, затем в Базеле, Женеве, Берне, Люцерне, Санкт-Галлене регулярно ставятся балетные спектакли.
В Цюрихском оперном театре в 20-30-е гг. работали балетмейстеры из Германии и Югославии: В. Годлевский («Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, 1924; «Белые танцовщики» на муз. Бера, 1926), Х. Шторк («Безделушки» Моцарта, 1927), Пино и Пиа Млакары («Чёрт в деревне» Ф. Лхотки, 1935), Х. Розен («Дон Жуан» Глюка, 1939) и др. В 40 — нач. 50-х гг. репертуар формировался из спектаклей франц., нем. и англ. театров («Дафнис и Хлоя», «Болеро», «Вальс»; «Абраксас» и «Жоан из Цариссы» Эгка, «Фасад» Уолтона, «Адам Зеро» Блисса). В 1964–71 труппу возглавлял Н. Берёзов. Знаток классич. наследия и балетов М. М. Фокина, он формировал из них репертуар и пост. неск. собств. многоактных спектаклей: «Ундина» Хенце (1965), «Ромео и Джульетта» (1966), «Золушка» (1967). В 1971–73 балетмейстером театра был француз М. Декомбе («Концертная симфония» на муз. Мартена, «Зеркала» на муз. Кельтерборна, «Круги» на муз. Берио), в 1973–75 — англичанин Дж. Коули («В начале» на муз. Пуленка, «Представление должно продолжаться» на муз. Новака, Дриго и Минкуса, собств. редакции «Лебединого озера» и «Жар-птицы»). В 1975–78 труппу возглавлял швейцарец Х. Майстер (пост. «Щелкунчик»), Й. Бурт («Сюита Мундог и Санкэт» на муз. Ардена, «Последующие годы» на муз. Айвса, «Мата Хари» на сб. музыку). В 1975–77 здесь работал также Д. Малер. В 70-х гг. были показаны спектакли из репертуара датского балета («Сильфида» Лёвеншелля, в ред. А. Бурнонвиля) и англ. балета («Тщетная предосторожность» Герольда в ред. Ф. Аштона, «Карьера мота» Гордона в пост. Н. де Валуа, «Сиреневый сад» на муз. Шоссона в пост. А. Тюдора); венг. балетм. Л. Шереги поставил «Сильвию» (1975). В 1978 худ. руководителем труппы стала американка П. Нири, которая пост. ряд балетов Дж. Баланчина. В составе труппы много иностранцев: в 60-70-х гг. — танцовщицы Г. Фултон, И. Милован; танцовщики Н. Мондино, Р. Шета, Ч. Рафик.
В Базеле в 30-е гг. ставили балеты М. фон Майенбург, Э. М. Крайс, Л. Мучелькнаус. В 1942–51 здесь работал немец Х. Розен («От войны к миру» на муз. Ротмюллера, «Жертвам» на муз. Вила Лобоса, «Безразличный» на муз. Хауга), в 1951–55 — А. Ершек. Наибольшее значение имела деятельность В. Орликовского (1955–67). Он ввёл в репертуар «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Каменный цветок», «Золушку», «Бахчисарайский фонтан», «Жар-птицу», «Петрушку»; «Пер Гюнта» на муз. Грига и др. Исполнителями были А. Гёц, И. Скорик, Р. Априль. Важный этап в развитии балета в Базеле связан с деятельностью в 1970–72 чехословацких хореографов П. Шмока («Золушка»; «Слуга двух господ» Бургхаузера, «Интимные письма на муз. Л. Яначека) и Л. Огоуна («Хиросима» Буковы, «Славянские танцы» на муз. Дворжака). С 1973 труппу возглавил швейцарец Х. Споэрли (многоактный балет «Сон в летнюю ночь» на муз. Мендельсона, 1976; «Жизель», 1976; одноактные балеты «Ламентозо» на муз. Кабелача, «В честь Полины» на муз. Шумана, «Опус 35» на муз. Шостаковича, «Мы были…» Бауэра, «Военная поэма» Брема, «Ромео и Джульетта», все — 1977), ряд балетов в 1977–78 поставили Бурт, У. Форсайт, Ю. Жубер, Л. Лагерстрём и др.
В Женеве балет начал интенсивно развиваться с 1963, когда был вновь открыт отстроенный после пожара 1951 «Гран театр». В 1963–64 здесь выступала труппа Ж. Шарра с репертуаром, состоявшим из её балетов («Ты получишь имя Тристан» на муз. Маэса, и др.), в 1964–68 — труппу «Гран театр» возглавлял С. Головин. Новый этап в истории балета в Женеве начался в 1969, когда консультантом труппы стал Дж. Баланчин. Коллектив возглавили с 1969 А. Ката, с 1973 — П. Нири; ставились преим. балеты Баланчина. Отдельные спектакли пост. Ката, Б. Стивенсон («Золушка») и молодой швейц. балетмейстер П. Хойби. В труппе много амер. артистов.
В Берне отдельные спектакли ставились в 20-х гг., более регулярно с 40-х. В 40-50-х работали балетмейстеры Х. Бауман, С. Шпалингер, Ж. Дерок; в 1957–60 — Я. Бергер («Ромео и Джульетта», «Болеро», «Адам Зеро»); в 60-х — Ф. Штеблер («Щелкунчик», «Блудный сын»). С 1977 рук. труппы М. Халамка, с 1979 — швейцарец Р. Дузе. В 1959 М. Йованович организовала труппу в Санкт-Галлене, с 1977 её возглавляет американец Дж. Шнее.
В Люцерне в 50-60-х гг. работали Дерок, Штеблер, в 1970–79 — Дузе («Ода» на муз. Стравинского, «Коппелия», 1977; «Балетные сцены» на муз. Шостаковича, 1978; «Ромео и Джульетта» на муз. Чайковского, 1978, и др.).
В 70-х гг. швейц. артисты и балетмейстеры стали чаще работать у себя на родине, многие возглавили театры (Майстер, Споэрли, Дузе; Дерок, который с 1961 руководит труппой Камерный балет). Основные балетные школы: при театре в Цюрихе, в 50-х гг. школы Б. Князева (в Лозанне, затем Женеве) и Н. Зверева, в 1956–68 — Х. Кройцберга и Бауман в Берне, с 1968 — Головина в Женеве. В Лозанне с 1973 проводится ежегодный междунар. конкурс молодых артистов балета («При де Лозанн»); призёры направляются на обучение в лучшие балетные школы.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.