Лосский Владимир Аполлонович (18 (30) VI 1874, Киев — 6 VII 1946, Москва) — советский певец (бас), режиссер и педагог. Заслуженный артист Республики (1925). В 1890-х гг. брал уроки пения у К. Эверарди в Киеве. В 1899 вступил в труппу Московской частной оперы, где пел также в 1905–06. В 1901–05 солист Киевского оперного, в 1906–32 — Большого театров.
Лосский не обладал большим голосом, но исключительная музыкальность, высокое сценическое мастерство, творческая самобытность делали его выдающимся певцом-актером. Особенно удавались Лосскому характерные партии: Бартоло («Севильский цирюльник»), Цунига («Кармен»), Фарлаф; Скоморох («Сказка о царе Салтане»), Писарь («Майская ночь»), Дуда («Садко»), Скула («Князь Игорь»), Заседатель («Дубровский»), Варлаам («Борис Годунов») и др.
В 1909 Лосский начал режиссерскую деятельность постановкой оперы «Кавказский пленник» Кюи. В 1920–28 был режиссером-постановщиком, руководителем художеств. части оперной труппы, в 1934–36, 1943–46 — режиссером Большого т-ра. Работал также в Одесском (1918–20, 1937–40), Свердловском (1928–30, 1931–34), Тбилисском (1930–1931) т-рах, Ленингр. т-ре оперы и балета (1936–37, 1941–43).
Среди наиболее значит. пост.: «Сказка о царе Салтане» (1913), «Князь Игорь» (1914), «Снегурочка» (1916), «Аида» (1922), «Лоэнгрин» (1923), «Фауст» (1924), «Борис Годунов» (1927), «Руслан и Людмила» (1929), «Садко» (1935).
По инициативе Лосского и под его руководством осуществлён первый в Большом т-ре спектакль на революционный сюжет — «Героическое действо» с музыкой Небольсина (1927), положивший начало работе режиссёра над постановкой произв. сов. композиторов: «Овод» Трамбицкого (1928), «Прорыв» Потоцкого (1929), «Декабристы» Золотарёва (1931), «Загмук» Крейна (1931) — в Свердловском т-ре, «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1937), «Щорс» Лятошинского (1939) — в Одесском т-ре, и др.
Лосский искал новые формы оперного спектакля, новые средства сценич. выразительности для более глубокого истолкования муз. произв. Его лучшие работы отличались монументальностью, зрелищностью, отвечая, как правило, природе муз. материала. Большое значение Лосский придавал хору, композиции массовых сцен.
Лосский выступал в концертах т. н. Керзинского кружка и в «Музыкальных выставках» Дейши-Сионицкой, после Oктябрьской революции 1917 — в концертах для рабочих и красноармейцев, был тонким интерпретатором романсов А. С. Даргомыжского («Мельник», «Титулярный советник») и М. П. Мусоргского («Семинарист», «Блоха», «Козёл», «Раёк» и др.). В 1920–26 участвовал в спектаклях Муз. студии МХАТа — Лариводьер («Дочь Анго» Лекока), Вице-король («Перикола» Оффенбаха) и др. Вместе со студией гастролировал за рубежом (1925–26). С 1903 занимался педагогич. деятельностью в оперных классах Киевского муз. уч-ща РМО, Киевской и Одесской консерваторий.
Литература: В. А. Лосский. Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. (Сб.), М., 1959; Левин С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962; Гозенпуд A., Русский советский оперный театр. Очерк истории, Л., 1963.
Л. Е. Серпинская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.