George Szell
Чаще всего дирижеры становятся во главе лучших коллективов, уже достигнув мировой славы. Джордж Селл — исключение из этого правила. Когда он более двадцати лет тому назад возглавил Кливлендский оркестр, его известность была сравнительно невелика; правда, и «кливлендцы» хотя и пользовались неплохой репутацией, завоеванной им Родзинским, но не входили в элиту американских оркестров. Дирижер и оркестр словно были созданы друг для друга, и теперь, спустя два десятилетия, они по праву завоевали всеобщее признание.
Впрочем, Селл был, конечно, не случайно приглашен на пост главного дирижера — его хорошо знали в США как высокопрофессионального музыканта и прекрасного организатора. Эти качества выработались у дирижера за многие десятилетия артистической деятельности. Чех по происхождению, Селл родился и получил музыкальное образование в Будапеште и в четырнадцать лет выступил солистом в публичном концерте, исполнив Рондо для фортепиано с оркестром собственного сочинения. А в шестнадцать лет Селл уже дирижировал Венским симфоническим оркестром. Вначале его дирижерская, композиторская и пианистическая деятельность развивались параллельно; он совершенствовался у лучших педагогов, брал уроки у Й.-Б. Ферстера и М. Регера. Когда семнадцатилетний Селл продирижировал в Берлине исполнением своей симфонии и сыграл Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, его услышал Рихард Штраус. Это решило судьбу музыканта. Прославленный композитор рекомендовал его дирижером в Страсбург, и с тех пор начался долгий период кочевой жизни Селла. Он работал со многими отличными оркестрами, добивался отличных художественных результатов, но... каждый раз ему приходилось по разным обстоятельствам оставлять своих подопечных и переезжать на новое место. Прага, Дармштадт, Дюссельдорф, Берлин (здесь он проработал дольше всего — шесть лет), Глазго, Гаага — вот некоторые, наиболее продолжительные «остановки» на его творческом пути.
В 1941 году Селл переехал в США. Однажды Артуро Тосканини пригласил его дирижировать своим оркестром «Эн-би-си», и это принесло ему успех и множество приглашений. Четыре года он работает в «Метрополитен-опера», где ставит несколько ярких спектаклей («Саломея» и «Кавалер роз» Штрауса, «Тангейзер» и «Кольцо нибелунга» Вагнера, «Отелло» Верди). Затем началась работа с Кливлендским оркестром. Именно здесь, наконец, смогли проявиться лучшие качества дирижера — высокая профессиональная культура, умение добиваться технического совершенства и стройности исполнения, широкий кругозор. Все это в свою очередь помогло Селлу за короткий срок поднять уровень игры коллектива на большую высоту. Селл добился к тому же увеличения численности оркестра (с 85 до 100 с лишним музыкантов); при оркестре был создан постоянный хор, который возглавил талантливый дирижер Роберт Шоу. Разносторонность дирижера способствовала всемерному расширению репертуара оркестра, который включает многие монументальные творения классиков — Бетховена, Брамса, Гайдна, Моцарта. Их творчество и составляет основу программ дирижера. Значительное место в его репертуаре занимает также чешская музыка, особенно близкая его художественной индивидуальности.
Селл охотно исполняет русскую музыку (особенно Римского-Корсакова и Чайковского) и произведения современных авторов. За последнее десятилетие Кливлендский оркестр под руководством Селла успешно показал себя на международной арене. Он дважды совершил большие гастрольные турне по Европе (в 1957 и 1965 годах). Во время второй поездки оркестр несколько недель выступал в нашей стране. Советские слушатели по достоинству оценили высокое мастерство дирижера, его безупречный вкус, способность бережно донести до аудитории замыслы композиторов.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969