Франц (Ференц) Легар

Franz Lehár

Дата рождения
30.04.1870
Дата смерти
24.10.1948
Профессия
Страна
Австрия, Венгрия

Франц Легар / Franz Lehár

Венгерский композитор и дирижёр. Сын композитора и капельмейстера военного оркестра. Легар гимназистом посещал (с 1880) Национальное музыкальное училище в Будапеште. В 1882-88 учился в Пражской консерватории игре на скрипке у А. Бенневица, теоретическим предметам — у Й. Б. Фёрстера. Начал писать музыку в студенческие годы. Ранние сочинения Легара заслужили одобрение А. Дворжака и И. Брамса. С 1888 работал скрипачом-концертмейстером оркестра объединённых театров в Бармен-Эльберфельде, затем в Вене. Вернувшись на родину, с 1890 работал капельмейстером в различных военных оркестрах. Написал много песен, танцев и маршей (в т.ч. популярный марш, посвященный боксу, и вальс «Золото и серебро»). Приобрёл известность после постановки в Лейпциге в 1896 оперы «Кукушка» (по имени героя; из русской жизни времён Николая I; во 2-й редакции — «Татьяна»). С 1899 был полковым капельмейстером в Вене, с 1902 — вторым дирижёром «Театра ан дер Вин». Постановкой в этом театре оперетты «Венские женщины» начался «венский» — основной период творчества Легара.

Он написал свыше 30 оперетт, среди которых наибольший успех имеют «Весёлая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь». Лучшие произведения Легара характеризуются искусным сплавом интонаций австрийских, сербских, словацких и других песен и танцев («Плетельщик корзин» — «Der Rastelbinder», 1902) с ритмами венгерских чардашей, венгерских и тирольских песен. В некоторых опереттах Легара сочетаются современные ему новейшие амермканские танцы, канканы и венские вальсы; в ряде оперетт мелодии построены на интонациях румынских, итальянских, французских, испанских народных песен, а также на польских танцевальных ритмах («Голубая мазурка»); встречаются и другие «славянизмы» (в опере «Кукушка», в «Танцах голубой маркизы», опереттах «Весёлая вдова» и «Царевич»).

Однако в основе творчества Легара — венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна «чувствительность», но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно установить появление различных танцев в Европе). Многие оперетты Легар неоднократно переделывал, обновлял либретто и музыкальный язык, и они шли в разные годы в разных театрах под другими названиями.

Легар придавал большое значение оркестровке, часто вводил народные инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с которым Легара связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах некоторых героинь (например, Ева из оперетты «Ева» — простая фабричная работница, в которую влюбляется хозяин стекольного завода).

Творчество Легара во многом определило стиль новой венской оперетты, в которой место гротесковых сатирических буффонад заняли бытовая музыкальная комедия и лирическая драма, с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Легар углубляет драматические коллизии, развивает музыкальные номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы («Наконец, одни!» и др.). Эти черты, наметившиеся еще в «Цыганской любви», особенно проявились в опереттах «Паганини» (1925, Вена; ее сам Легар считал романтической), «Царевич» (1925), «Фридерика» (1928), «Джудитта» (1934) Современные критики называли лирические оперетты Легара «легариадами». Сам Легар назвал свою «Фридерику» (из жизни Гёте, с музыкальнами номерами на его стихи) зингшпилем.

Ш. Каллош


Ференц (Франц) Легар родился 30 апреля 1870 года в вен­герском городке Комморне в семье военного капельмейстера. После окончания консерватории в Праге и нескольких лет работы театральным скрипачом и военным музыкантом он становится дирижером венского театра «Ан дер Вин» (1902). Со студенческих лет Легар не оставляет мысли о композиторском поприще. Он сочиняет вальсы, марши, песни, сонаты, скрипичные концерты, но более всего его влечет к себе музы­кальный театр. Его первым музыкально-драматическим про­изведением была опера «Кукушка» (1896) на сюжет из жизни русских ссыльных, разработанный в духе веристской драмы. Музыка «Кукушки» мелодическим своеобразием и меланхо­лическим славянским тоном привлекла внимание В. Леона — известного сценариста, режиссера венского «Карл-театра». Первая совместная работа Легара и Леона — оперетта «Решет­ник» (1902) в характере словацкой народной комедии и поставленная почти одновременно с ней оперетта «Венские женщи­ны» принесли композитору славу наследника Иоганна Штрауса.

По словам Легара, он пришел в новый для себя жанр, совер­шенно не ориентируясь в нем. Но незнание обернулось преиму­ществом: «Я смог создать свой собственный стиль оперет­ты», – говорил композитор. Этот стиль был найден в «Весе­лой вдове» (1905) на либретто В. Леона и Л. Штайна по пьесе А. Мельяка «Атташе посольства». Новизна «Веселой вдовы» связана с лирико-драматической трактовкой жанра, углублени­ем характеров, психологической мотивировкой действия. Легар заявляет: «Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... <...> Моя цель — облаго­родить оперетту». Новую роль в музыкальной драматургии приобретает танец, который способен заместить собой сольное высказывание или дуэтную сцену. Наконец, обращают на себя внимание новые стилевые средства — чувственное обаяние мелоса, броские оркестровые эффекты (вроде глиссандо арфы, удваивающего в терцию линию флейт), свойственные, по отзы­вам критики, современному оперному и симфоническому, но никак не опереточному музыкальному языку.

Принципы, оформившиеся в «Веселой вдове», развиваются в последующих произведениях Легара. С 1909 по 1914 годы им были созданы сочинения, составившие классику жанра. Наибо­лее значительны «Княжеское дитя» (1909), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Ева» (1911), «Наконец одни!» (1914). В первых трех из них окончательно закрепляет­ся созданный Легаром тип неовенской оперетты. Начиная с «Графа Люксембурга» устанавливаются амплуа персонажей, складываются характерные приемы контрастного соотношения планов музыкально-сюжетной драматургии — лирико-драмати­ческого, каскадного и фарсового. Расширяется тематика, а вместе с ней обогащается интонационная палитра: «Княжеское дитя», где, в соответствии с сюжетом, намечается балканский колорит, включает и элементы американской музыки; венско-парижская атмосфера «Графа Люксембурга» вбирает в себя славянскую краску (среди персонажей – русские аристократы); «Цыганская любовь» является первой «венгерской» опереттой Легара.

В двух сочинениях этих лет намечаются тенденции, наиболее полно выразившиеся позже, в последнем периоде творчества Легара. «Цыганская любовь», при всей типичности ее музы­кальной драматургии, дает настолько неоднозначную трактовку характеров героев и сюжетных положений, что в определен­ной степени изменяется присущая оперетте мера условности. Легар подчеркивает это, давая своей партитуре особое жан­ровое обозначение – «романтическая оперетта». Сближение с эстетикой романтической оперы еще более ощутимо в оперет­те «Наконец одни!». Отклонения от жанровых канонов приводят здесь к беспрецедентному изменению формальной структу­ры: весь второй акт произведения представляет собой большую дуэтную сцену, лишенную событийности, замедленную по тем­пу развития, наполненную лирически-созерцательным чув­ством. Действие развертывается на фоне альпийского пейзажа, заснеженных горных вершин, и в композиции акта вокальные эпизоды чередуются с картинно-описательными симфонически­ми фрагментами. Современная Легару критика назвала это сочинение «"Тристаном" оперетты».

В середине 1920-х годов начинается последний период твор­чества композитора, завершившийся «Джудиттой», которая была поставлена в 1934 году. (Собственно, последней музыкально-сценической работой Легара стала опера «Бродячий певец» — переделка оперетты «Цыганская любовь», осуществленная в 1943 году по заказу Будапештского оперного театра.)

Умер Легар 20 октября 1948 года.

Поздние оперетты Легара уводят далеко в сторону от моде­ли, созданной некогда им самим. Нет уже счастливой развязки, почти устраняется комедийное начало. По своей жанровой сущности это не комедии, а романтизированные лирические драмы. И в музыкальном отношении они тяготеют к мелодике оперного плана. Своеобразие этих сочинений настолько вели­ко, что они получили в литературе специальное жанровое обо­значение — «легариады». К их числу относятся «Паганини» (1925), «Царевич» (1927) — оперетта, повествующая о несчас­тной судьбе сына Петра I царевича Алексея, «Фридерика» (1928) — в основе ее сюжета любовь молодого Гёте к дочери зезенгеймского пастора Фридерике Брион, «китайская» оперет­та «Страна улыбок» (1929) по мотивам более ранней легаров­ской «Желтой кофты», «испанская» «Джудитта», далеким про­образом которой могла послужить «Кармен». Но если драматургическая формула «Веселой вдовы» и последующих легаровских сочинений 1910-х годов стала, по выражению историка жанра Б. Груна, «рецептом успеха целой сценической культуры», то поздние опыты Легара не нашли продолжения. Они оказались своего рода экспериментом; им недостает того эстетического равновесия в соединении разнородных элемен­тов, которым наделены классические его творения.

Н. Дегтярева


Сочинения:

опера — Кукушка (1896, Лейпциг; под назв. Татьяна, 1905, Брно), оперетты — Венские женщины (Wiener Frauen, 1902, Вена), Шуточная свадьба (Die Juxheirat, 1904, Вена), Веселая вдова (Die lustige Witwe, 1905, Вена, 1906, Петербург, 1935, Ленинград), Муж с тремя женами (Der Mann mit den drei Frauen, Вена, 1908), Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg, 1909, Вена, 1909; Петербург, 1923, Ленинград), Цыганская любовь (Zigeunerliebe, 1910, Вена, 1935, Москва; 1943, Будапешт), Ева (1911, Вена, 1912, Петербург), Идеальная супруга (Die ideale Gattin, 1913, Вена, 1923, Москва), Наконец, одни! (Endlich allein, 1914, 2-я ред Как прекрасен мир! — Schön ist die Welt!, 1930, Вена), Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt, 1918, Вена и Будапешт, 1923, Москва), Голубая мазурка (Die blaue Mazur, 1920, Вена, 1925, Ленинград), Королева танго (Die Tangokönigin, 1921, Вена), Фраскита (1922, Вена), Желтая кофта (Die gelbe Jacke, 1923, Вена, 1925, Ленинград, с новым либр. Страна улыбок — Das Land des Lächelns, 1929, Берлин) и др., зингшпили, оперетты для детей; для оркестра — танцы, марши, 2 концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма для голоса с оркестром Лихорадка (Fieber, 1917), для фортепиано — пьесы, песни, музыка к спектаклям драматического театра.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама