Зофья Лисса (пол. Zofia Lissa; 19 X 1908, Львов — 26 III 1980, Варшава) — польский музыковед и педагог. Доктор философии (1930) и исторических наук (1954). В 1925 окончила Львовскую консерваторию (класс фп.), в 1925–30 изучала музыковедение, философию и искусствоведение в ун-те во Львове, в 1930–39 преподавала теорию в Львовской консерватории. В 1941–47 работала в СССР (в 1944–47 атташе по культуре Польск. посольства в Москве). С 1948 читает лекции и руководит кафедрой в Ин-те истории и теории музыки при Варшавском ун-те (в 1957–75 директор и профессор). Занимала ряд ответственных должностей в польск. муз. учреждениях; чл. польск. заруб. и междунар. комиссий и об-в по изучению теории и истории иск-в (пред. 1-го Междунар. шопеновского конгресса в Варшаве, 1960).
Основные труды (всего ок. 450 науч. работ; 18 книг; мн. науч. исследования переведены на др. яз.) в области муз. теории, эстетики, истории польск. музыки (в частности, исследования о Ф. Шопене), музыки кино. Лисса известна как пропагандист русской и советской музыки в Польше. Сотрудничает в 9 муз. энциклопедиях разных стран. Участвует в организации постоянных конгрессов, посв. старинной музыке стран Вост. Европы.
Сочинения: О harmonice А. N. Skriabina, «Kwartalnik Muzyczny», 1930, t. 8; Zarys nauki о muzyce, Lwуw, 1934, Kr., 1966; Aspekt socjologiczny w polskiej muzyce wspуlczesnej, «Kwartalnik Muzyczny», 1948, No 21–22; Uwagi о metodzie marksistowskiej w muzykologii, в кн.: Ksiega Pamiatka Ku czei prof. A. Chybinskiego, Kr., 1950; Leninowska teoria odbicia a estetyka muzyczna, Warsz., 1950; Niektуre zagadnienia estetyki muzycznej…, Kr., 1952; О specyfice muzyki, Kr., 1954; О obiektywnosci praw w historii i teorii muzyki, «Studia Musikologiczne», 1954, t. 3; Integracja rytmiczna w Suicie scytyjskiej S. Prokofiewa, в сб.: О twуrczosci S. Prokofiewa, (Kr.), 1962; Do genezy «akordu prometejskiego A. N. Skriabina», «Muzyka», 1959, No 2; Rozwazania о stylu narodowym w muzyce na materiale twуrczosci K. Szymanowskiego, в сб.: Z zycia i twуrczosci K. Szymanowskнego, Kr., 1960; Estetyczne funkcje ciszy i pauzy w muzyce, в кн.: Estetyka, t. 2, Warsz., 1961; Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. — Эстетика киномузыки, M., 1970); Kazimierz Kelles-Krauz-poczatki marksistowskijj mysli muzycznej w Polsce, «Muzyka», 1966, No 2; Poglady A. Lunaczarskiego na muzyke, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne, Kr., 1967; Studia nad twуrczoscia F. Chopina, Kr., 1970; Wstep do muzykologii, Warsz., 1970, 1973; в рус. пер. — Шопен и Скрябин, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.