Alexander Bakhchiev
Концерты с участием Бахчиева, как правило, привлекают внимание слушателей: не так уж часто можно услышать цикл из шести сонат И.-С. Баха для флейты и клавесина, а тем более четырехручные пьесы Баха, Скарлатти, Генделя-Гайдна, Рамо, Куперена, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Бетховена, Шумана, Брамса, Дебюсси, Рахманинова, Стравинского. Следует заметить, что репертуар в данном случае складывается исключительно из оригинальных сочинений; артист принципиально отказывается от переложений. Практически именно Бахчиев в ансамбле с Е. Сорокиной возродил на нашей концертной эстраде жанр фортепианных миниатюр для четырехручного исполнения. "Бахчиев и Сорокина,- пишет Г. Павлова в журнале "Музыкальная жизнь",- тонко передают особенности стиля, изящество и неповторимое очарование этих шедевров". Пианист был участником первого в нашей стране исполнения фортепианных произведений в шесть и восемь рук.
Несмотря на всю эту "ансамблевую" активность, Бахчиев продолжает активно выступать и в сольном "амплуа". И здесь наряду с обычным репертуарным багажом артист предлагает вниманию слушателей немало новинок. Пытливость пианиста проявляется также в его подходе к современной музыке. В программах Бахчиева находим произведения С. Прокофьева, Н, Мясковского, М. Марутаева. Значительное место принадлежит в его концертах и русской классике; в частности, немало монографических вечеров он посвятил Скрябину. По словам Л. Живова, "Бахчиеву свойственны... открытая эмоциональность, артистическая инициативность, яркий штрих, волевое начало, порывистость".
Для Бахчиева вообще характерно стремление к монографичности. Тут можно вспомнить смешанные сольно-ансамблевые программы, отданные созданиям Моцарта, Гайдна, Шумана, Грига, Рахманинова, Прокофьева, наконец, целый бетховенский абонемент "Музыка для фортепиано и ансамблей". И всякий раз он демонстрирует нестандартный подход к интерпретируемому материалу. Например, рецензент "Советской музыки" отмечал у Бахчиева "понимание Бетховена как предтечи немецкого романтизма. Отсюда особый эмоциональный подъем, диктующий довольно свободную смену темпов даже в рамках экспозиции сонатного аллегро, "антиклассицистский" абрис формы в целом; оркестральность звучания инструмента в Сонате Es-dur; монологичность, исповедальность высказывания в "Аппассионате"; миниатюризм лепки образов в сонате g-moll, поистине шубертовская задушевность, пастельные тона "Песни с вариациями для.двух фортепиано..." Во всем подходе к трактовке бетховенского наследия явно ощущалось влияние шнабелевского мышления...- в частности, в подлинной свободе обращения с музыкальным материалом".
Пианист прошел отличную школу в Московской консерватории, где сперва занимался у В. Н. Аргамакова и И. Р. Клячко, а завершил учебу в классе Л. Н. Оборина (1953). Под руководством Л. Н. Оборина ему довелось совершенствоваться в аспирантуре (1953-1956). В консерваторские годы Бахчиев успешно выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов (Берлин, 1951), где завоевал вторую премию.
Григорьев Л., Платек Я., 1990