Арам Хачатурян. Виолончельный концерт

Композитор
Год создания
1946
Жанр
Страна
СССР
Арам Ильич Хачатурян

Концерт для виолончели с оркестром ми минор — сочинение Арама Хачатуряна (1946). Премьера: 1946 г., Большой зал Московской консерватории под управлением Александра Гаука, солист — Святослав Кнушевицкий.

I. Allegro moderato
II. Andante sostenuto – attacca
III. Allegro (un battuta)

Очевидно, моей творческой индивидуальности свойственна тяга к „концертности“, к стилю красочно-виртуозного письма. Мне по сердцу сама задача создания произведения, в котором преобладает жизнерадостное начало свободного соревнования солиста-виртуоза с симфоническим оркестром.
Арам Хачатурян

Три концерта Арама Хачатуряна — для фортепиано с оркестром (1936), скрипки с оркестром (1940) и виолончели с оркестром (1946) — занимают видное место в отечественной концертной литературе. Два из них — скрипичный и фортепианный — сыграли большую роль в определении пути этого жанра в ХХ веке, послужив образцом для многих композиторов. Виолончельный концерт, созданный в 1946 г. и посвященный Кнушевицкому, занимает более скромное место в истории музыки, но весьма существенно дополняет представление о Хачатуряне как композиторе-симфонисте.

Мысль о создании Виолончельного концерта зародилась у А. Хачатуряна еще во время занятий на виолончели, в годы учебы в Музыкальном училище. Однако реализовать свою мечту композитору довелось лишь через двадцать лет, уже будучи автором широко известных Скрипичного и Фортепианного концертов.

Концерт для виолончели с оркестром был написан в 1946 году. Автор посвятил Виолончельный концерт его первому исполнителю — Святославу Кнушевицкому. Премьера состоялась осенью того же года в Большом зале консерватории под управлением Александра Гаука. Произведение было исполнено Кнушевицким мастерски и с большим артистизмом, однако впечатление от концерта сложилось неполное. Несмотря на выразительный тематизм, яркое симфоническое развитие, богатство гармонических красок, концерт, к сожалению, не был оценен слушателями должным образом.

Виолончельный концерт Хачатуряна — лирическая поэма, проникнутая духом народной песенности. В интонационно-ритмическом развитии тем-мелодий Хачатуряном внедрены своеобразные черты народного искусства ашугов и сазандаров, что придает музыке Концерта неповторимую красоту национального колорита. Безусловно, в композиционном смысле Виолончельный концерт Хачатуряна во многом родственен ранее написанным Фортепианному и в особенности Скрипичному. Однако в отношении стиля он ближе к симфоническим произведениям, таким, как балет «Гаяне», «Симфония с колоколом».

В целом Виолончельный концерт отвечает строгим требованиям жанра. Однако, по мнению критиков, в некоторых эпизодах произведения композитор отдал предпочтение внешней виртуозности, что несколько отяжелило сольную партию. К числу достоинств концерта относят мелодическое богатство, мастерство симфонического развития, жизнеутверждающий лиризм.

Позднее, из под пера А. Хачатуряна появляется еще одна триада инструментальных концертов — на это раз, концертов-рапсодий, созданных им в 1961-м (скрипка), в 1963-м (виолончель) и в 1968-м (фортепиано). Однако эти концерты-рапсодии, так же, как и написанные им спустя десятилетие сонаты-соло для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976), все же уступают первой триаде инструментальных концертов по яркости и мастерству.

реклама

вам может быть интересно

Свиридов. «Весенняя кантата» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама