Elena Katulskaya
Елена Климентьевна Катульская (21 мая [2 июня] 1888, Одесса — 19 ноября 1966, Москва) — русская советская камерная и оперная певица (сопрано), педагог, публицист. Народная артистка СССР (1965). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).
Елена Климентьевна Катульская – одна из примадонн советской эпохи. За десятилетия творческой деятельности она проявила себя и на оперной сцене, и в камерном жанре.
Родина певицы – город Одесса. Отец ее был начальником станции. В детстве и юности Елена, обучаясь в Одесской Мариинской гимназии, одновременно посещала музыкальные курсы Леглера. Сначала он обучалась там фортепианной игре, а с шестнадцатилетнего возраста – вокалу.
Елене Катульской было всего семнадцать лет, когда она отправилась в Санкт-Петербург. В столице у нее не было родных, которые могли бы помочь – единственным источником средств к существованию стали для нее уроки французского языка и музыки. Большого дохода эта работа не приносила, но хватало и на жизнь, и на занятия вокалом под руководством Ипполита Петровича Прянишникова. Его уроки помогли ей поступить в консерваторию, где наставницей ее стала Наталия Александровна Ирецкая.
Обучение Катульская завершила в 1909 году. Еще в бытность студенткой – в 1907 году – она выступила в спектакле, поставленном силами студентов консерватории, и на талантливую молодую певицу обратил внимание Владимир Аркадьевич Теляковский, занимавший в то время должность управляющего императорскими театрами. В том же году состоялся дебют Катульской в Мариинском театре – она исполнила заглавную партию в опере Лео Делиба «Лакме». В том же сезоне она исполнила еще две центральные партии – заглавную роль в «Снегурочке» и Джильду в «Риголетто», и одну эпизодическую – голос птички в «Зигфриде». Но истинным триумфом певицы стало выступление в роли Амура в опере Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей», поставленной Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом.
Катульская часто выступала в спектаклях Мариинского театра во время гастролей – в том числе и в Москве. Впервые она выступила на сцене Большого театра в 1911 году, исполнив роли Микаэлы в «Кармен» и Маргариты в «Фаусте». На закрытии сезона судьба уготовила ей серьезное испытание: неожиданно заболела Антонина Васильевна Нежданова, и Катульской пришлось заменить ее в партии Антониды – причем сделать это без репетиций. Певица с честью выдержала испытание.
В 1913 году Елена Климентьевна стала артисткой Большого театра. Карьера ее продолжилась в том же театре и в советское время. В ее репертуаре появлялись все новые партии, постепенно их количество превысило четыре десятка: птица Сирин в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Царевна в «Кощее Бессмертном», Прилепа в «Пиковой даме», Панночка в «Майской ночи», Волхова в «Садко», Людмила в «Руслане и Людмиле», Марфа в «Царской невесте» и многие другие. Певица участвовала в советской премьере оперы Эрманно Вольфа-Феррари «Четыре деспота» – она выступила в партии Лючетты.
Катульская прославилась не только как оперная, но и как камерная певица. Более 700 камерных произведений входило в ее репертуар – арии, концертные вальсы, дуэты, романсы. Она стремилась расширить концертный репертуар, включала в него произведения, которые исполняются редко. Например, программы вечеров французской музыки охватывали несколько эпох – от Андре Гретри до Клода Дебюсси. В то время пение на языке оригинала не было господствующей тенденцией в отечественном вокальном исполнительстве, но Катульская часто поступала именно так. Она могла это делать, поскольку владела итальянским языком, а также немецким и французским. Если же Катульская пела сочинения зарубежных композиторов по-русски, она очень внимательно анализировала переводы, зачастую редактировала их, а иногда даже переводила тексты сама.
Особенно близок ей был итальянский язык. Певица владела им в такой степени, что могла читать Данте Алигьери в подлиннике. Столь же близка была ей итальянская вокальная школа, в которой Катульская усматривала общие черты с русской, в первую очередь – внимание к кантилене и насыщенность звука, обогащенного обертонами. Своим ученикам она советовала учиться у итальянцев искусству дыхания, влюбленности в свое искусство и упоению звуковедением.
Но не только итальянская музыка была предметом особой любви Катульской. Предки певицы по отцовской линии были поляками, и она часто исполняла на языке оригинала вокальные сочинения Станислава Монюшко и Фредерика Шопена. Музыковед Зофья Лисса вспоминала, какую радость принесла членам дивизии имени Тадеуша Костюшко трансляция концерта Катульской, в котором звучала их родная вокальная классика.
Исполнительскую деятельность Катульская совмещала с педагогической, преподавая с 1935 году в студии Большого театра, а с 1948 года – в консерватории в Москве. Среди ее учеников – Тамара Андреевна Милашкина, Мария Петровна Максакова и другие знаменитости. Кроме того, Елена Климентьевна составляла и редактировала вокальные сборники. К тридцатилетию творческой деятельности певица написала автобиографическую книгу «Тридцать лет на оперной сцене».
Елена Катульская ушла из жизни в ноябре 1966 года.