Алексей Петрович Иванов

Alexei Ivanov

Дата рождения
09.09.1904
Дата смерти
11.03.1982
Профессия
Тип голоса
баритон
Страна
СССР
Алексей Петрович Иванов

Алексей Петрович Иванов (9 (22) сентября 1904 — 27 февраля 1982) — русский советский оперный певец (баритон), оперный режиссёр, педагог, литератор, общественный деятель. Народный артист СССР (1951). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1948, 1950).

Алексей Петрович Иванов родился в 1904 году в семье учителя церковно-приходской школы. Когда мальчик подрос, его определили в эту школу, что располагалась в селе Чижово Тверской губернии. В школе преподавалось пение, которым увлекались и в семье Ивановых. Маленький Алексей слушал, затаив дыхание, как пели народные песни отец и сёстры. Вскоре включился в домашний хор и его голос. С тех пор Алексей уже не переставал заниматься пением.

В реальном училище Твери, куда поступил Алексей Петрович, ставились силами учащихся самодеятельные спектакли. Первой ролью, которую исполнил Алексей, была партия Муравья в музыкальной инсценировке басни Крылова «Стрекоза и Муравей». По окончании училища Алексей Петрович поступает на физико-математическое отделение Тверского педагогического института. С 1926 года он работает преподавателем физики, математики и механики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода. В этот период и начинаются серьёзные занятия пением. В 1928 году Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию, не прерывая преподавания точных наук уже в школах и техникумах Ленинграда.

Вокально-сценические навыки молодой певец начал приобретать в 1930 году в оперной студии Ленинградской консерватории. С большой теплотой вспоминает он об исполнении-своей первой роли на сцене этой студии — партии Скарпиа в опере «Тоска» Пуччини. Через пятнадцать лет Алексей Иванов, завоевавший к тому времени репутацию одного из лучших оперных певцов нашей страны, выступил в Чехословакии на «Пражской весне 1948 года» в оперном спектакле «Тоска» и снова исполнил партию, с которой началась его сценическая деятельность. Дино Бодести пел партию Каварадосси на итальянском языке, выдающаяся чехословацкая певица Ярмила Пехова исполняла роль Тоски по-чешски, Алексей Иванов пел свою партию на родном русском языке.

На протяжении этих пятнадцати лет Алексей Иванов прошел путь от студента консерватории до народного артиста СССР. Большую роль в судьбе артиста сыграл его памятный дебют в оперной студии Ленинградской консерватории, где он занимался под руководством такого выдающегося мастера, как народный артист СССР Иван Ершов. До сих пор помнит певец не только выступления Ершова на сцене, которые превращались в большое, радостное событие в культурной жизни северной столицы, но и указания своего учителя, в особенности во время подготовки партии Грязного в «Царской невесте». Занятия с Ершовым много дали Алексею Иванову, определили направление его дальнейшей творческой работы.

Значительную роль в формировании его сценического дарования сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого он начал выступать в 1932 году. То был период первых успехов советского оперного творчества. Алексей Петрович усиленно работал над созданием правдивых и жизненно убедительных образов Евгения Листницкого в «Тихом Доне», Нагульнова в «Поднятой целине» Дзержинского.

Уже в тот период пристальное внимание молодого певца, привлекали творческие принципы Станиславского, его реформы в области музыкального театра, его стремление преодолеть оперные штампы, в жертву которым так часто приносились интересы актера-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на ряд отдельных, более или менее удачно спетых партий. В период работы в Ленинградском Малом оперном театре певец встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие указания относительно воплощения мужественных, волевых образов советской оперы.

Эти указания помогли Алексею Иванову с такой проникновенностью и подлинной артистичностью воссоздать на сцене образ камаринского мужика в одноименной опере Желобинского. Отлично спел он партию Болконского в «Войне и мире» Прокофьева, Комиссара в опере Кабалевского «В огне» и поэта К. Ф. Рылеева в опере Шапорина «Декабристы». С большой психологической глубиной рисует он мятежный дух Рылеева, его высокий патриотизм, гражданский пафос, страстную веру в светлое будущее России. С патетической выразительностью исполняет певец в сцене тайного собрания декабристов на квартире у Рылеева его прекрасный монолог «О, Русь моя, мой край родной», сильным драматизмом насыщает сцену перед казнью. Особенно поэтично и вдохновенно звучит в его арии обращение к родной стране: Свобода, Родина, Я с вами, с вами буду до конца!...

...В 1936—1938 годах Алексей Петрович работал в Саратовском и Горьковском оперных театрах в качестве солиста. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноименной опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придает Демону черты подлинной человечности, рисуя его не мистическим существом, а сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью.

На сцене филиала Большого театра Алексей Иванов в 1938 году дебютировал в роли Риголетто. Если на западноевропейских оперных сценах главным героем «Риголетто» обычно является Герцог, партия которого входит в репертуар знаменитых теноров, то в постановке Большого театра ведущее значение в соответствии с замыслом композитора приобрела судьба шута Риголетто. Алексей Иванов глубоко постиг содержание великого творения Верди, создав подлинно трагический образ, в котором драматическая выразительность сочетается с проникновенной трактовкой вокальной партии.

За годы своей работы в Большом театре артист спел свыше тридцати партий. Особо должна быть отмечена его работа над ролью Беса в опере «Черевички». Здесь он вновь блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, законченностью актерского мастерства. Красивый голос певца особенно ярко прозвучал в сцене заклинания. Присущее Алексею Иванову чувство юмора помогло ему снять с образа Беса налет фантастичности — Иванов рисует его комично-суетливым, вертлявым существом, тщетно пытающимся стать на пути человека.

В 1947 году Алексей Петрович впервые исполнил партию Петра в опере Серова «Вражья сила». Перед певцом стояла очень сложная задача, поскольку в новой редакции произведения центральным образом вместо кузнеца Еремки становился Петр. С этой задачей Алексей Иванов справился блестяще, переместив центр тяжести спектакля на созданный им глубоко правдивый вокально-сценический образ, выразительно оттенив порывы мятущегося Петра, резкие переходы от неукротимого веселья к сумрачной подавленности. Нельзя не заметить, что артист в этой роли приблизился к первоисточнику оперы — к драме Островского «Не так живи, как хочется» и верно понял ее идею, ее этическую направленность.

Горячий темперамент и сценическая одаренность всегда помогали артисту поддерживать напряженность драматического действия, добиваться цельности оперных образов. Великолепен Алексей Иванов в роли Мазепы в опере Чайковского. Он смело вскрывает противоречия между благородством внешнего облика старого гетмана и его низменной сущностью предателя, которому чужды добрые человеческие чувства и побуждения. Холодный расчет руководит всеми его помыслами и поступками. Вот Мазепа отдал приказ казнить Кочубея — отца Марии. И совершив это подлое злодеяние, он нежно обнимает так слепо доверившуюся ему девушку и вкрадчиво спрашивает, кого из двух — его или отца — она принесла бы в жертву, если один из них двоих должен был бы умереть. Алексей Иванов проводит эту сцену с удивительной психологической выразительностью, еще более возрастающей в последней картине, когда Мазепа видит крушение всех своих честолюбивых планов.

Ни на один день не прекращает артист напряженной творческой работы, которая приносит такие замечательные плоды. Каждый создаваемый им сценический образ свидетельствует о росте его дарования и мастерства. Алексей Иванов объездил почти весь Советский Союз, гастролируя на оперных сценах и в концертных залах. Зарубежные выступления его начались в 1945 году, когда он получил в Австрии лавровый венок с надписью: «Большому артисту от благодарного освобожденного города Вены». Певец всегда помнит завет М. И. Глинки, неустанно напоминавшего русским певцам о «свободно льющемся звуке, тепло окрашенном и всегда осмысленном». Эти слова невольно вспоминаются, когда слышишь пение Алексея Иванова, когда восхищаешься красотой тембра его голоса, его прекрасной дикцией, доносящей до слушателя каждое слово.

Иванов — автор ряда книг, среди которых особое место занимают его воспоминания, опубликованные в книге под названием «Жизнь артиста».

Основная дискография Алексея Иванова:

• Опера «Кармен» Ж. Бизе, партия Эскамильо, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1953 года, партнёры — В. Борисенко, Г. Нэлепп, Е. Шумская и другие. (В настоящее время выпущена на CD у нас и за рубежом)

• Опера «Паяцы» Р. Леонкавалло, партия Тонио, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, «живая» запись 1959 года, партнёры — М. Дель Монако, Л. Масленникова, Н. Тимченко, Е. Белов. (В последний раз выходила на грампластинках в 1983 году на фирме «Мелодия»)

• Опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, партия Андрея Щелкалова, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1962 года, партнёры — И. Петров, Г. Шульпин, В. Ивановский, М. Решетин, И. Архипова и другие. (Выпущена на CD за рубежом)

• Опера «Хованщина» М. Мусоргского, партия Шакловитого, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1951 года, партнёры — М. Рейзен, М. Максакова, А. Кривченя, Г. Большаков, Н. Ханаев и другие. (Выпущена на CD за рубежом)

• Опера «Дубровский» Э. Направника, партия Троекурова, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1948 года, партнёры — И. Козловский, Н. Чубенко, Е. Вербицкая, Е. Иванов, Н. Покровская и другие. (Последний выпуск на грампластинках фирмы «Мелодия» в 70-х годах XX века)

• Опера «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, партия гонца, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1958 года, партнёры — И. Петров, Е. Смоленская, В. Ивановский, Г. Олейниченко, Л. Никитина, Е. Шумилова, П. Чекин и другие. (Выпущена на CD за рубежом)

• Опера «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, партия Грязного, хор и оркестр Большого театра, «живая» запись 1958 года, партнёры — Е. Шумская, И. Архипова. (Запись хранится в фондах радио, на CD не выходила)

• Опера «Демон» А. Рубинштейна, партия Демона, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1950 года, партнёры — Т. Талахадзе, И. Козловский, Е. Грибова, В. Гаврюшов и другие. (Выпущена на CD у нас и за рубежом)

• Опера «Мазепа» П. Чайковского, партия Мазепы, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1948 года, партнёры — И. Петров, В. Давыдова, Н. Покровская, Г. Большаков и другие. (Выпущена на CD за рубежом)

• Опера «Пиковая дама» П. Чайковского, партия Томского, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1948 года, партнёры — Г. Нэлепп, Е. Смоленская, П. Лисициан, Е. Вербицкая, В. Борисенко и другие. (Выпущена на CD в России и за рубежом)

• Опера «Черевички» П. Чайковского, партия Беса, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1948 года, партнёры — Е. Кругликова, М. Михайлов, Г. Нэлепп, Е. Антонова, Ф. Годовкин и другие. (Выпущена на CD за рубежом)

vОпера «Декабристы» Ю. Шапорина, партия Рылеева, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1955 года, партнёры — А. Пирогов, Н. Покровская, Г. Нэлепп, Е. Вербицкая, И. Петров, А. Огнивцев и другие. (Последний раз выпускалась на грампластинках «Мелодии» в конце 60-х годов XX века)

Среди видеозаписей с участием А. П. Иванова известен фильм-опера «Черевички», съёмки конца 40-х годов с участием Г. Большакова, М. Михайлова и других.

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама