Гурецкий. Симфония No. 3 «Симфония скорбных песнопений»

Год создания
1976
Дата премьеры
04.04.1977
Жанр
Страна
Польша

Симфония № 3 для солирующего сопрано и оркестра («Симфония скорбных песнопений», пол. Symfonia pieśni żałosnych), Oр. 36 — наиболее известное из произведений польского композитора Хенрика Миколая Гурецкого (пол. Henryk Mikołaj Górecki, 1933—2010). Была создана в октябре-декабре 1976 года в Катовице.

Первое исполнение симфонии состоялось 4 апреля 1977 года на Фестивале современного искусства в Руайяне, Оркестром Юго-Западного радио Германии дирижировал Эрнест Бур, партию сопрано исполнила Стефания Войтович.

Творческий путь Хенрика Миколая Гурецкого, польского композитора, необычен: начав с авангарда, он впоследствии отошел от этого направления, и творчество его зрелого периода относится к иному течению – сакральному минимализму, к которому Гурецкого относят наряду с Арво Пяртом, Софией Губайдулиной и некоторыми другими композиторами Новейшего времени. Такое изменение музыкального языка было неоднозначно воспринято в музыкальном мире – кому-то это показалось изменой идеалам, кому-то – упрощением, и судьба произведений Гурецого, относящихся к зрелому периоду, иногда оказывалась сложной. Так произошло и с его Симфонией № 3, имеющей подзаголовок «Симфония скорбных песнопений».

Третью симфонию Хенрик Гурецкий создал в 1976 году, посвятив ее своей супруге Ядвиге Рураньской (она тоже была музыкантом – преподавателем фортепианной игры). Подобно Второй симфонии «Коперниканской», в этом произведении композитор задействовал вокальное начало. Но если в Симфонии № 2 звучит хор и два солиста (баритон и сопрано), то здесь композитор ограничился одной солисткой – сопрано, что обусловлено различием в смысловом содержании произведений: во Второй симфонии – величие мироздания, в Третьей – материнская скорбь.

Что сподвигло композитора обратиться к этой печальной теме? Неоднократно предпринимались попытки отыскать в «Симфонии скорбных песнопений» некий политический или религиозный смысл – но сам Хенрик Гурецкий всегда отвергал подобные идеи. Безусловно, человек, чье детство пришлось на годы Второй мировой войны, испытал на себе воздействие тех событий, но свести смысл произведения только к воспоминаниям о войне было бы ошибкой – ведь тема материнской боли поистине вечна. Самым близким содержательным аналогом творения Гурецкого можно назвать Stabat mater – католическую молитву, к которой обращались многие композиторы. Но Гурецкий этим текстом не воспользовался, тем самым выведя свое произведение за рамки конкретной религии и придав ему одновременно и национальный, и общечеловеческий характер. Следует заметить, что вопросы веры немало значили для Гурецкого, например, в 1979 году он был так возмущен отказом властей разрешить Папе Римскому посетить Катовице, что в знак протеста покинул Государственное высшее музыкальное училище.

Примечателен выбор текстов для вокальной симфонии, подчеркивающий связь времен. В первой части звучит Ламентация Девы Марии – средневековый латинский текст, записанный в XV столетии в Польше, в Монастыре Святого Креста, расположенном в Свентокшиских горах. Это обращение Богоматери к Спасителю – ее Сыну, погибающему в мучениях на кресте. Во второй части звучат слова Хелены Ванды Блажусяк – эта восемнадцатилетняя польская девушка, оказавшись в 1944 году в тюрьме гестапо в Закопане, написала на стене слова, обращенные и к Деве Марии, и к ее собственной матери: несчастная взывала к Богоматери, умоляя стать опорой для узницы, и обращалась к собственной матери со словами утешения, увещевая не плакать о дочери. В третьей части композитор обратился к национальному фольклору, использовав текст польской народной песни «Куда же ты ушел, сыночек мой милый?» Эта песня, записанная польским музыковедом-фольклористом Адольфом Каролем Дыгачем в Силезии (на родине Хенрика Гурецкого) повествует о матери, разыскивающей своего погибшего сына на поле брани.

«Симфония скорбных песнопений» впервые прозвучала в апреле 1977 года во Франции – в Руайяне во время фестиваля. Дирижировал французский дирижер Эрнест Бур, солировала польская певица-сопрано Стефания Войтович. В 1979 году силами тех же исполнителей произведение было впервые записано.

Новое творение Гурецкого разочаровало и публику, и критиков (в одной из статей в газете «Sunday Telegraph» даже промелькнул уничижительный эпитет – «занудная», при этом автор статьи выражал недоумение, как люди могут покупать такую музыку и ходить ради этого в магазин). В сравнении с более ранними сочинениями Гурецкого, написанными в русле авангарда, это произведение казалось недостаточно радикальным и потому неинтересным. Третья симфония была забыта надолго.

«Второе рождение» симфонии состоялось в 1993 году, когда она была записана оркестром «Лондонская симфониетта» (дирижировал Давид Зинман, солировала знаменитая американская певица Дон Апшоу). И вот новая запись сочинения, когда-то принятого столь неблагосклонно, неожиданно вошла в десятку самых продаваемых в мире, заняв шестое место, а английский журнал «Gramophone» в хит-параде классической музыки поставил ее на первое место. Так к «Симфонии скорбных песнопений» пришла заслуженная слава – ныне она является самым известным творением Хенрика Гурецкого и одной из популярных симфоний, созданных в ХХ столетии.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама