«Надгробие», гробница, томбо (франц. tombeau), — инструментальная пьеса скорбного и торжественного характера, посвященная памяти умершего. Получила распространение во Франции в 16–17 вв. «надгробия» создавались для лютни, клавесина, реже для др. инструментов (гамба, скрипка и т. п.); обычно они писались в виде паваны или аллеманды и посвящались памяти знатных лиц или артистов.
В числе авторов «надгробий» — Э. Готье, Д. Готье («Надгробие г-на Ленкло», ок. 1650), Л. Куперен, Ж. А. д’Англебер, М. Маре, Ф. А. Лемьер, И. Я. Фробергер и др. В 18 в. своеобразные «надгробия» в виде сонат для скрипки и баса написали Ж. М. Леклер и П. Локателли. «Надгробия» родственны франц. plainte (букв. — жалоба; образцы у Фробергера, Ф. Куперена), англ. tears и итал. lamento (букв. — жалоба, жалобная песнь).
В 20 в. жанр «надгробия» во Франции вновь возродился к жизни (использовалось также назв. «Приношение…» — «Hommage а…»); возникла традиция посвящать «надгробия» памяти выдающихся композиторов, причём воспроизводились черты их стиля. «Надгробия» созданы К. Дебюсси («Приношение Рамо» из фп. цикла «Образы», 1905, «Приношение Гайдну» для фп., 1909), М. Равелем («Гробница Куперена» — «Le tombeau de Couperin», в память о погибших во время 1-й мировой войны друзьях — для фп., 1917; орк. редакция 1919). В 1920 вышел спец. номер франц. журн. «Revue musicale», озаглавленный «Tombeau de Debussy», в к-рый вошли муз. пьесы П. Дюка, А. Русселя, Ф. Шмитта, М. Равеля, Э. Сати, Дж. Ф. Малипьеро, Ю. Гуссенса, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и М. де Фалья. Образец «надгробия» в советской музыке — «Симфонический монумент памяти В. И. Ленина» Гнесина (1925). См. также Эпитафия.
Литература: Вrеnеt M., Les tombeaux en musique, «RM», 1903, v. 3; Van den Borren Ch., Esquisse d’une histoire des «Tombeaux» musicaux, «StMw», 1962, Bd 25, S. 56–87.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.