Основной тон

Категории словаря

Основной тон — главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. т. интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. лада), целой пьесы, а также О. т. натурального звукоряда. О. т. представляет опору, устой, исходный пункт.

О. т. интервала — его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. т. в интервалах:

О. т. аккорда — его главный звук, по к-рому определяется его сущность и значение в ладотональности. По Ж. Ф. Рамо (1722), О. т. терцового аккорда есть его «гармонический центр» (centre harmonique), объединяющий связи между звуками аккорда. В отличие от реально звучащего basse-continue, Рамо выстраивает ещё один — basse-fondamentale, представляющий собой последование О. т. аккордов:

Фундаментальный бас явился первым науч. обоснованием гармонич. тональности. В определении О. т. аккорда типа f-а-с-d в C-dur Рамо выдвинул теорию «двойного применения» (double emploi): если аккорд переходит далее в g-g-h-d, его О. т. — звук d, если в с-g-с-е, то f. Ступенная теория гармонии (Г. Й. Фоглер, 1800; Г. Вебер, 1817; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884–85; Г. Шенкер, 1906, и др.) абсолютизирует терцовый принцип построения аккордов и принимает за О. т. нижний звук аккорда, сведённого к осн. виду — ряду терций; на каждом звуке гаммы как осн. тоне строятся трезвучия и септаккорды (а также нонаккорды). В функциональной теории X. Римана проводится различие между О. т. и примой аккорда (в мажорном аккорде то и другое совпадает, в минорном нет; напр., в а-с-е О. т. — звук, а, но прима — е). П. Хиндемит выдвинул новую теорию О. т., к-рый определяется по гармонически наиболее сильному и наиболее определённому для восприятия интервалу (напр., если в аккорде есть квинта, её О. т. становится О. т. всего аккорда; если квинты нет, но есть кварта, функцию общего О. т. выполняет её О. т. и т. д.). Теория О. т. Хиндемита позволяет анализировать и созвучия совр. музыки, недоступные для прежней теории и поэтому даже не считавшиеся аккордами:

Применяемые в 20 в. методы определения О. т. существенно отличаются друг от друга. Напр., в аккорде des-f-as-h (в C-dur, см. пример): согласно наиболее распространённой в школьной гармонии ступенной системе О. т. — звук h; по методу Хиндемита — des (наиболее очевидно для слуха); по функциональной теории Римана — g (хотя и отсутствует в аккорде, оно представляет собой осн. звук доминантовой функции.

О. т. тональности (лада) — главный звук, I ступень ладового звукоряда.

В натуральном звукоряде — нижний тон, в отличие от находящихся выше его призвуков (собственно обертонов).

Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884–85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 (то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960); Практический курс гармонии, ч. 1–2, М., 1934–35; Rameau J.-Ph., Traite de l’harmonie reduite, а ses principes naturels, P., 1722; Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1–3, Mainz, 1817–1821; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. — N. Y., (1893) (рус. пер. Риман Г., Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1901); его же, Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. Риман Г., Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М. — Лейпциг, 1898, 1929); Hindemith Р., Unterweisung im Tonsatz, TI. 1, Mainz, 1937.

Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Стретта Термины и понятия
Бессюжетный балет Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Бриндизи Опера, вокал, пение
Полифония Термины и понятия
Аргентинский балет Балет и танец
Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия
Брно музыкальный Национальные культуры
Выворотность Балет и танец
Дипломант Термины и понятия
Классическая музыка Термины и понятия

Реклама