Eugeny Glebov
С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и кантатно-ораториальном жанрах. Несомненно тяготение композитора к крупным сценическим формам (помимо балетов им созданы опера "Твоя весна" - 1963, оперетта "Притча о наследниках, или Скандал в преисподней" - 1970, музыкальная комедия "Миллионерша" - 1986). Непростым был путь Глебова в искусство - лишь в 20 лет он смог приступить к профессиональным занятиям музыкой, которая всегда была для юноши заветной мечтой. В его семье потомственных железнодорожников всегда любили петь. Еще в детстве, не зная нот, будущий композитор научился играть на гитаре, балалайке и мандолине. В 1947 г., поступив по семейной традиции в Рославльский железнодорожный техникум, Глебов не оставляет свое увлечение - он активно участвует в самодеятельности, организует хор и инструментальный ансамбль. В 1948 г. появляется первое сочинение молодого автора - песня "Студенческая прощальная". Ее успех придал Глебову уверенность в себе.
Переехав в Могилев, где он работает осмотрщиком вагонов, Глебов бывает на занятиях в местном музыкальном училище. Решающей стала встреча с известным белорусским музыкантом И. Жиновичем, который посоветовал поступать в консерваторию. В 1950 г. мечта Глебова сбылась, и уже вскоре благодаря необычайной настойчивости и целеустремленности он стал одним из лучших студентов композиторского класса профессора А. Богатырева. Много и плодотворно работая, Глебов навсегда увлекся белорусским фольклором, который глубоко вошел в его творчество. Композитор постоянно пишет произведения для оркестра белорусских народных инструментов, для различных инструментов solo.
Деятельность Глебова многогранна. Уже с 1954 г. он обращается к педагогике, преподает сначала (до 1963) в минском музыкальном училище, затем ведет класс композиции в консерватории. Работа в качестве руководителя эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, в кино (музыкальным редактором "Беларусьфильма"), в республиканском театре юного зрителя (дирижер и композитор) активно повлияла на творчество. Так, детский репертуар остается неизменной любовью Глебова (песни, оратория "Приглашение в страну детства" - 1973, инструментальные пьесы и др.). Однако, несмотря на разнообразие увлечений, Глебов прежде всего композитор-симфонист. Наряду с программными сочинениями ("Поэма-легенда" - 1955; "Полесская сюита" - 1964; "Альпийская симфония-баллада" - 1967; 3 сюиты из балета "Избранница" - 1969; 3 сюиты из балета "Тиль Уленшпигель", 1973-74; Концерт для оркестра "Зов" - 1988 и др.) Глебовым созданы 5 симфоний, 2 из которых тоже программны (Первая, "Партизанская" - 1958 и Пятая, "К миру" - 1985). В симфониях воплотились важнейшие черты художнической личности композитора - стремление отразить богатство окружающей жизни, сложный духовный мир современного поколения, драматизм эпохи. Не случайно одно из своих лучших произведений - Вторую симфонию (1963) - композитор посвятил молодежи.
Почерку композитора свойственна острота выразительных средств, рельефность тематизма (нередко фольклорного происхождения), точное ощущение формы, прекрасное владение оркестровой палитрой, особенно щедрой в его симфонических партитурах. Необычайно интересно качества драматурга-симфониста преломились в балетах Глебова, которые заняли прочное место не только на отечественной сцене, но и были поставлены за рубежом. Большим достоинством балетной музыки композитора является ее пластичность, тесная связь с хореографией. Театральная, зрелищная природа балета определила и особую широту тем и сюжетов, обращенных к разным эпохам и странам. При этом жанр трактуется очень гибко, варьируясь от небольших характерных миниатюр, философской сказки до многоактных музыкальных драм, повествующих об исторических судьбах народа ("Мечта" - 1961; "Белорусская партизанская" - 1965; хореографические новеллы "Хиросима", "Блюз", "Фронт", "Доллар", "Испанский танец", "Мушкетеры", "Сувениры" - 1965; "Альпийская баллада" - 1967; "Избранница" - 1969; "Тиль Уленшпигель" - 1973; Три миниатюры для Ансамбля народного танца БССР - 1980; "Маленький принц" - 1981).
Искусство Глебова всегда тяготеет к гражданственности. Это ярко проявляется в его кантатно-ораториальных сочинениях. Но особое звучание в творчестве композитора приобретает столь близкая художникам Белоруссии антивоенная тема, с огромной силой прозвучавшая в балете "Альпийская баллада" (по повести В. Быкова), в Пятой симфонии, в вокально-симфоническом цикле "Помню" (1964) и в "Балладе памяти" (1984), в Концерте для голоса с оркестром (1965).
Творчество композитора получило всенародное признание, верный себе, Евгений Глебов продолжает своей музыкой "активно отстаивать право жить".
Г. Жданова