Merce Cunningham
Американский танцовщик, хореограф. Крупный представитель современного американского танца модерн. Учился разным видам танца у многих педагогов, затем в Беннингтонской школе танца, в Школе изящных искусств в Сиэтле. В 1939-45 работал в труппе М. Грэхем. В 1952 организовал собственную труппу.
Не создав новой системы танца, Каннингем стремится изменить общепринятое представление о том, что такое танец. Он считает, что эмоциональное начало должно привноситься в хореографию зрителем, а не хореографом или танцовщиком. Его эстетика близка театру абсурда и алеаторике в музыке. Как и в произведениях композитора Дж. Кейджа, с которым он постоянно сотрудничает («Сюита во времени и пространстве», 1956; «Сезоны», 1947; «Как пройти, ударить, упасть и пробежать», 1965; «Меняющиеся шаги», 1973), Каннингем особое значение придаёт всему случайному и непреднамеренному. По его мнению, чтобы осмыслить движение, оно не обязательно должно быть последовательным; главная художественная ценность движения — его прерывность и алогичность. Каннингем сознательно отгораживается от норм, принятых в хореографии, искусстве.
Как постановщик Каннингем чрезвычайно плодовит, только серия хореографических опусов, названная «Событие», насчитывает около 150 номеров. Каннингем ставил во многих европейских и американских труппах спектакли как танца модерн, так и европейской классической школы, в частности в парижской Опере («День или два» Кейджа,1973).
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981
* * *
По завещанию Мерса Каннингема, ушедшего из жизни в 2009 году, его труппа прекратила свое существование в 2011 году, после двухгодового мирового прощального турне. Фонд Каннингема разработал проект сохранения его творческого наследия — это создание цифровых «танцевальных капсул», в которых собрана вся информация об уникальных спектаклях Каннингема для возможности их восстановления другими труппами.