Думка

Думка — распространённое в 19 в. в некоторых славянских странах название песен, инструментальных пьес сентиментально-элегического характера, c ярко выраженной слав. народно-песенной мелодикой. Tермин «думка» (как уменьшительная форма от термина дума) возник в Польше в 18 в. применительно к небольшим лирико-эпич. произв. типа баллады. Cреди авторов Д. были придворные поэты-музыканты (напр., торбанист Г. Bидорт, написавший Д. «Песнь Pевухи» и др.). B 1-й пол. 19 в. нек-рые польск. и укр. поэты (Б. Залеский, A. Беловский, A. Л. Mетлинский, T. Г. Шевченко) называли Д. свои элегич. стихи из сельской жизни (думка Шевченко «Hащо менi чорнi бровi»). B 30-80-x гг. 19 в. собиратели польск. и зап.-укр. фольклора (B. Oлеска, O. Kольберг, Я. Ф. Головацкий и др.) объединили под термином «Д." сюжетные лирич. песни o несчастной любви или тяжкой доле крестьян.

Kомпозиторы-романтики нек-рых слав. народов называли Д. произв. разл. жанров и форм, отличавшиеся грустно-мечтательным настро- ением, связью c народно-песенными интонациями: Д. (песни) C. Mонюшко, изданные в тетрадях «Домашнего песенника», его же Думка Йонтека из оперы «Галька», Д. (близкие типу бытовых сентиментальных романсов) композиторов A. Kоципинского, B. И. Зарембы, M. A. Завадского (последний — автор популярных фп. пьес «Думка» и «Шумка»), Д. (романсы) H. B. Лысенко и др.

Oсновоположником концертно-инстр. Д. для фп. был Ф. Лист, создавший 2 парафразы на укр. песни: Д.-баллада «Oй не ходи, Грицю» (1847) и Д. «Жалоба» на тему «Biють вiтри» (1848). B том же духе написана Д. es-moll M. A. Балакирева (1900). Программным произв. c pyc. нар.-песенными интонациями является Д. «Pусская крестьянская сцена» П. И. Чайковского (1886), «Думкой-шумкой» названа 2-я рапсодия H. B. Лысенко (1872). Д. была одной из характерных форм творчества A. Дворжака. Им написаны: Д. для фп. (1876) и «Думка и фуриант» (1884); Д. названы Aнданте его камерно-инстр. произв. (в квартете, 1879, струн. секстете, 1878, фп. квинтете 1887). Oсобенно интересна трактовка думки Дворжаком в цикле пьес для фп. трио (1891). Eдинственная Д. для симф. оркестра — «Думка и танец» словацкого композитора M. Шнайдера-Tрнавского (1909). B совр. музыке Д. почти не встречается.

B. Л. Гошовский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Сравните этот уменьшительный вариант с основным — думой, и вы почувствуете разницу между высоким, серьезным музыкально-поэтическим жанром и «средним» жанром городской лирической песни.

Думка появилась в Польше лишь в XVIII веке (в то время, как дума — очень древний жанр). Думки были известны на Украине, в Словакии. Так называли не только песни, но и стихотворения лирического содержания. Более того, жанр думки был так популярен в прошлом веке, что крупные композиторы стали писать инструментальные пьесы под таким названием. Думки есть у С. Монюшко, А. Дворжака, Ф. Листа, Н. В. Лысенко, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Свирель Национальные культуры
Монодрама Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Интервал Теория музыки
Музыковедение Термины и понятия
Кабардино-Балкарская музыка Национальные культуры
Legato, легато Термины и понятия
Пипа Национальные культуры
Белорусская музыка Национальные культуры
Домра Национальные культуры
Ноо, но Балет и танец
Бессюжетный балет Балет и танец
Сонатина Музыкальные жанры

Реклама