Албанская музыка

Категории словаря

Албанская музыка

Музыкальная культура Албании, истоки которой уходят в глубокую древность, характеризуется большим разнообразием местных музыкальных стилей. Нар. песня и инстр. музыка сев. областей страны заметно отличаются от музыки центр. и юж. р-нов. Наряду с мелодиями ярко выраженного диатонич. склада, чётного размера в сев. части Албании встречаются песни с присущими вост. музыке ходами на интервал увелич. секунды и сложными метрич. образованиями с самыми различными группировками; на юге бытуют напевы, основанные на пентатонике. На нар. муз. иск-во Албании оказали воздействие культуры соседних балканских народов, славян и итальянцев. Ощутимо также турецкое влияние как результат османского ига. Однако А. м. сохранила свою самобытность (гл. обр. в обрядовых песнях и танцах жителей горных р-нов). Алб. нар. песенная и танц. музыка отличается большим ритмич. разнообразием. Наиболее распространённые размеры — нечётные: 5/8, 7/8, 11/8 и др. с разл. внутр. группировкой; встречаются и смешанные размеры. Такая ритмич. неравномерность основывается на закономерностях, имеющих прочные традиции.

Нар. песни часто исполняются на 3 голоса: верхние два ведут мелодию, а подголосок, нижний (бас), тянет выдержанный тонич. звук. Жанры песен разнообразны: эпические, патриотические, обрядовые, плясовые, лирические и др. Строгие, задумчивые эпич. песни (поются гл. обр. в сев. р-нах) исполняются соло в сопр. струн. инструментов; в них рассказывается о подвигах алб. воинов в битвах давних времён, о нац. герое Скандербеге и борьбе алб. народа с османским игом. Патриотич. песни слагались в борьбе за нац. независимость в годы 1-й и 2-й мировых войн, в т. ч. партизанские, антифашистские. Обрядовые песни связаны с древними обычаями, со старинными верованиями, среди них — песни-причитания по умершим и погибшим в борьбе за родину. Бравурные плясовые напевы сопровождают и совр. нар. празднества. Лирич. песни отличаются изяществом мелодич. рисунка и прихотливостью ритма. Нар. песни и пляски исполняются в сопровождении инструментов — струнных (чифтели и ляхута), духовых (гайда — род волынки; зумарэ, фюэлы) и большого барабана (тулумбас). Скрипка, кларнет, бубен употребляются как сольные инструменты и в небольших ансамблях.

До 1940-х гг. Албания не имела проф. муз. культуры. Развитию её нац. муз. иск-ва препятствовали османское иго (1479–1912), позже антинар. деятельность правительства Зогу и итало-нем. фаш. оккупация. Только после освобождения Албании и установления нар.-демократич. строя (1944) начинается интенсивный рост нац. иск-ва и проф. муз. культуры. Развивается художеств. самодеятельность: при Домах культуры заводов и фабрик, при уч. заведениях создаются муз. коллективы и ансамбли. Проводятся разнообразные фестивали, способствующие развитию нар. творчества. В городах открываются муз. школы, в Тиране — художеств. лицей им. Й. Мисья (1947) с муз. отделением по классам фп., скрипки, виолончели, нар. инструментов и пения. С конца 1940-х гг.алб. молодёжь стали направлять учиться в консерватории Сов. Союза и др. социалистич. стран (Алб. гос. консерватория открылась в Тиране в 1962). В 1950 в Тиране создана Гос. филармония, объединившая проф.-исполнит. коллективы: симф. и дух. военный оркестры, танц. группу, а также солистов-певцов.

Филармония осуществила постановки произв. рус. композиторов («Русалка», 1953; «Иван Сусанин», 1955; балет «Бахчисарайский фонтан», 1953). В 1944 организован хор Народной Армии (ныне — Художественный ансамбль Народной Армий) под рук. Г. Аврази, в 1960 — Гос. ансамбль нар. песни и пляски под рук. Ч. Задеи (среди солистов — исполнительницы нар. песен Л. Милёти, Ф. Реджи и др.).

В 1956 в Тиране открылся Гос. театр оперы и балета (с балетной школой), поставивший ряд классических опер, оперетт и балетов, в т. ч. советских — «Лола» С. Н. Василенко и «Шурале» Ф. З. Яруллина.

Алб. исполнители принимали участие в междунар. муз. конкурсах и фестивалях демократич. молодёжи и студентов в Берлине (1951), Москве (1957), Хельсинки (1962) и др. (среди участников отмечены премиями А. Муля, И. Тукичи, Дж. Атанас, Г. Чако, Т. Никола и др.). На 1-м Балканском фестивале нар. песни в Софии (1965) и в Дижоне (Франция, 1971) алб. фольклорная группа получила первые премии.

Проф. муз. иск-во Албании развивается на основе нар. муз. традиций. Большое место в творчестве албанских композиторов занимают песни (главным образом обработки народных мелодий); наиболее популярны песни композиторов П. Гаци, Т. Дайи, К. Учи, Б. Конголи и др.

До 1950-х гг.в Албании не было нац. музыки крупных форм. Совр. алб. композиторы работают в разных жанрах. К известным произв. проф. алб. музыки относятся: оперы «Мрика» П. Яковы (посвящена алб. молодёжи; пост. в 1954 художеств. коллективом Дома культуры и нар. творчества г. Шкодер, в 1959 — Тиранским т-ром), «Весна» Т. Дайи (1960, Тирана) — о борьбе алб. народа с фашистскими оккупантами, «Цветок памяти» К. Коно (1961, г. Корча), посв. борьбе алб. патриотов за независимость, «Героиня» В. Новы (1967, Тирана) — о девушке-подпольщице, «Скандербег» П. Яковы (1968, Тирана), «Девушка с гор» Н. Зорачи (1970, Тирана) — о столкновении классовых сил в горной деревне в первые годы после освобождения; балеты «Халиль и Хайрия» Дайи (1963), «Делина» Задеи (1964) — о сопротивлении алб. народа османскому игу, «Партизан» К. Ляры (1967, Тирана), балет для детей «Бесстрашный орлёнок» Задеи (1971, Тирана) — о помощи детей пограничникам, «Дети рыбака» Дайи (1972, Тирана) — о борьбе с фаш. оккупантами; оперетты «Заря» Коно (1954) — о новой жизни в Албании, «Лейла» Дайи, (1957, Шкодер); посв. алб. девушке, восставшей против старых обычаев, патриотич. оратория К. Трако (1961), марш-кантата Аврази; увертюра на нар. алб. темы Д. Леки (1954), 1-я симфония Задеи (первая алб. нац., 1956), вок.-симф. поэма «Герои Боровы» Коно, «Детская сюита» для симф. оркестра Дайи (1956); струнный квартет Дайи (1956), «Рондо» для струн. квартета Н. Зорачи (1960), «Албанская сюита» для флейты и фп. Зорачи (1960), «Три симфонические картинки» Задеи (1965), вок.-инстр. сюита Т. Харапи (1965); концерты — для фп. с оркестром Т. Харапи и Задеи (оба — 1969), для скрипки с оркестром Зорачи (1969) и др.

Большую помощь в становлении проф. муз. культуры оказали сов. специалисты.

Ведущие артисты тиранского т-ра оперы и балета получили спец. образование в СССР и др. социалистич. странах, среди них певцы: засл. арт. НРА А. Муля, И. Тукичи, М. Джемали, Л. Качай, а также Дж. Атанас, Г. Чако; певицы: Р. Йорганджи, Г. Хеба, И. Веля; артисты балета: засл. арт. НРА А. Алиай, З. Хаджо, Г. Вендреша, а также балетмейстер П. Каначи, дирижёр М. Вако. Среди старейших деятелей муз. т-ра — дирижёр М. Крантья, режиссёры М. Цико и Й. Труя; нар. артистки НРА певицы Т. Ташко (звание присуждено посмертно) и М. Края, засл. арт. НРА G. Костури и певец К. Антониу.

Литература: Коно К., Музыкальная жизнь Народной Албании, «СМ», 1952, No 5; Лека Д., Мир — это творчество, там же.

Р. Д. Кочи, В. Н. Конопацкая
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Албанский балет

реклама

вам может быть интересно

Домбра Национальные культуры
Сибелиус Ян Биографии

рекомендуем

смотрите также

Хроматическая система Термины и понятия
Символизм Термины и понятия
Симфоническая фантазия Музыкальные жанры
Баритон Опера, вокал, пение
Позиции в балете Балет и танец
Югославская музыка Национальные культуры
Лад Теория музыки
Ноктюрн Музыкальные жанры
Тетрахорд Термины и понятия
Battements, батман Балет и танец

Реклама