Бессюжетный балет — вид балета, в котором сюжет отсутствует.
Существуют исторически разл. формы Б. б. На самых ранних этапах (Возрождение, Барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетич. сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до начала 20 в. Далее возникли новые формы Б. б. Значит. роль в их подготовке сыграли симфонич. танц. картины балетов 19 в. (сцена теней в «Баядерке», нереид в «Спящей красавице» и др.). Новый Б. б. возникает в рус. театре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых Б. б. нового типа — «Шопениана» балетм. М. М. Фокина. В этом жанре работали также А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Баланчин, Л. В. Якобсон и мн. совр. сов. и зарубежные хореографы. Смысловой диапазон Б. б. достаточно широк: от лирики («Шопениана») до героики (танц-симфония «Величие мироздания» на муз. 4-й симфонии Бетховена, балетм. Лопухов). И всё же совр. Б. б. иногда оказывается практическим воплощением ошибочного мнения, будто законы танца сводятся к законам музыки. При таком понимании игнорируется синтетич. природа балета, что вызывает споры о правомерности Б. б. вообще.
Отсутствие сюжета тем не менее не означает бессодержательности, отказа от отображения окружающего мира. Использование выразительности человеческого тела, эмоциональная наполненность, а во мн. случаях и характер оформления («Шопениана») отличают Б. б., напр., от абстрактной живописи как искусства беспредметного, принципиально отвергающего изобразительность. Опираясь на музыку, балетмейстер в Б. б. формирует эмоционально-содержательную танц. драма- тургию (см. Драматургия балета). Однако порой отказ от сюжетных ориентиров одновременно становится отказом от содержательности и Б. б. превращается в чередование формальных комбинаций движений. Нападки сторонников Б. б. на сюжетный балет, как таковой, за «литературность» несостоятельны; они приобретают видимость убедительности лишь в применении к художественно-несовершенным работам, сводящим содержание к сюжету. Но и бессюжетность сама по себе не гарантирует балету художественности. Поэтому претензии Б. б. стать единственной «законной» формой хореографического искусства, как и аналогичные претензии др. жанров, не правомерны.
Литература: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.- М., 1962; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и драма, Л., 1980; Ванслов В.В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.
П. М. Карп
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.