
Цимбалы (польск. cymbaly, от лат. cymbalum, греч. kumbalon — кимвал) — струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский деревянный резонансовый корпус трапециевидной формы, 2-5-хорные металлические (ныне стальные) струны, часть которых делится передвижной подставкой на 2 неравных отрезка (в пропорции 2:3, часто в соотношении квинты). Строй народных цимбал — диатонический, усовершенствованных — хроматический. Диапазон Е — е3. Для игры цимбалы устанавливаются на столе, на коленях либо подвешиваются на ремне через плечо. Играют на Ц., ударяя 2 деревянными палочками, крючками (изготовляются кустарным способом) или молотками, а также при помощи щипка, приглушают струны предплечьем. Ц. обладают ярким, долго не затухающим звуком.
Цимбалы — древнейший музыкальный инструмент восточного происхождения; использовались в играх, обрядах. Упоминание о Ц. встречается в документе 16 в. Распространены на Украине, в Белоруссии (один из осн. традиц. нар. инструментов; называются цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки), а также (аналогичной конструкции) в Молдавии (цамбал), Армении (сантур), Грузии (сантури, цинцила), Узбекистане (чанг) и др. В Зап. Европе были известны под назв. хакбретт (от нем. Hackbrett) и получили наибольшую популярность в 18 в. Разновидности Ц. распространены в Польше, Венгрии, Словакии.
В кон. 19 в. цимбалы реконструированы будапештским мастером В. Шундой; усовершенствованные Ц. имеют 35 хоров четверных, тройных и двойных струн. демпферный механизм; устанавливаются на 4 ножках. Венгерские цимбалы И. Ф. Стравинский ввёл в партитуры «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана» и Регтайма для 11 инструментов. Применяются в ансамблях и для сольного исполнения.
В совр. оркестры нар. инструментов входит семейство хроматич. Ц. (прима, альт, бас, контрабас). В конц. Ц. диапазон расширен до 3Ѕ октав. Семейство таких Ц. — основа Гос. нар. оркестра БССР им. И. И. Жиновича. В числе старых белорус. мастеров, изготовлявших Ц., — И. Новик, В. Рогач, П. Гребеньков. Среди совр. исполнителей — И. И. Жинович, А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович и др.
Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1975, с. 47, 59, 64, 122, 131, 162; Mоdr А., Hudebni nastroje, Praha, 1938, 1961 (рус. пер. — Модр А., Музыкальные инструменты, М., 1959, с. 80–82).
Н. А. Лисова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.