Кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena — пение; франц. cantilene; нем. Кantilene).
1) Напевная: мелодия, как вокальная, так и инструментальная.
2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.
3) Напевные разделы григорианского хорала.
4) В 9–10 вв. изложенные в виде органума литургич. песнопения.
5) В 13–15 вв. в Зап. Европе обозначение небольших светских вок. произведений — одноголосных (лирических, эпических и юмористических) и многоголосных (преим. любовно-лирических), а также танц. песен, включая и их инстр. формы.
6) В 16–17 вв. любое вок. многоголосное сочинение.
7) С кон. 17 в. песня, а также произв. с напевной мелодией.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это общее (с незначительными вариантами) для многих европейских языков старое латинское слово имеет целый ряд значений, также вариантных, но неизменно связанных с пением. Его использовали еще в средневековье для обозначения напевных частей католических песнопений. Позже, в XIII — XV веках так стали называть песни и другие вокальные произведения — одноголосные, хоровые, с сопровождением и без него.
В XVI — XVII веках слово «кантилена» относили к любому вокальному многоголосному сочинению, а с конца XVII века так стали называть просто песню.
Однако в XVIII, XIX и XX столетиях слово «кантилена» перестало обозначать жанр, оно как бы растворилось во всех жанрах и стало связываться с характером мелодии — плавным, спокойным, певучим, напевным.
М. Г. Рыцарева