Творческий портрет Моцарта →
Список сочинений Моцарта →
Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (Иоанн Хризостом Вольфганг Теофиль; латинское имя греческого происхождения Theophilus и позднее латинское Amadeus, или Amade) (27 I 1756, Зальцбург — 5 XII 1791, Вена) — австрийский композитор.
Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижёр, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью. С 6 лет с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор (1-я часть сценической оратории «Долг первой заповеди», школьная опера «Аполлон и Гиацинт»). Год спустя создал немецкий зингшпиль «Бастьен и Бастьенна» и итальянскую оперу-буффа «Притворная пастушка». В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры. В том же году 14-летний музыкант после специального испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье (здесь Моцарт некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы «Митридат, царь понтийский». В следующем году там же была исполнена серенада Моцарта «Асканий в Альбе», через год опера «Луций Сулла». Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства. К 19 годам Моцарт был автором 10 музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них оперы «Мнимая садовница», поставлена в Мюнхене, «Сон Сципиона» и «Царь-пастух» — обе в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестровых сюит, церковных композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалоеь им аристократическое общество. С 1769 Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии, немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После скитаний в 1777-79 Моцарт был вынужден вернуться в родной город и занять должность придворного органиста. Написанная им в 1780 для Мюнхена опера «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» свидетельствовала о художественной зрелости гениального мастера. Тем тягостнее было для него пребывание в Зальцбурге. В 1781 Моцарт окончательно порвал с архиепископом.
Среди великих музыкантов прошлого Моцарт был первым, кто предпочёл необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у владетельного вельможи. Моцарт не хотел принести в жертву господствовавшим вкусам свои идеалы, мужественно отстаивал творческую свободу и личную независимость. Моцарт обосновался в Вене. У него появилась семья (из шести детей только два сына пережили отца; младший стал музыкантом). Хлопоты о службе остались безуспешными. Средства к существованию Моцарт добывал эпизодическими изданиями сочинений (большинство крупных произведений опубликовано посмертно), уроками игры на фортепиано и теории композиции, а также «академиями» (концертами), с которыми связано появление его концертов для фортепиано с оркестром. После зингшпиля «Похищение из сераля» (1782), явившегося важной вехой в развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся случай писать для театра. В 1786 в императорском дворце Шёнбрунн была исполнена его небольшая музыкальная комедия «Директор театра». При содействии придворного поэта-либреттиста Л. Да Понте в том же году удалось осуществить постановку в Вене оперы «Свадьба Фигаро» (1786), но она шла там сравнительно недолго (возобновлена в 1789); тем более радостен был для Моцарта шумный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге (1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере Моцарта «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787); в Вене же (постановка 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх полностью раскрылись новые идейные и художественные устремления композитора. В эти годы достигло расцвета также его симфоническое и камерно-ансамблевое творчество. Должность «императорского и королевского камерного музыканта», предоставленная Моцарту императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка), сковывала деятельность Моцарта. Обязанности Моцарта ограничивались сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на сюжет из светской жизни — «Все они таковы, или Школа влюблённых» (1790). Моцарт намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его надежд. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II (1790) положение Моцарта не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации Леопольда чешским королём, была представлена опера Моцарта «Милосердие Тита», встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь) увидела свет «Волшебная флейта». Поставленная на подмостках пригородного театра, эта опера Моцарта нашла настоящее признание у демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в полной мере оценить силу дарования Моцарта, были его старший современник Й. Гайдн и младший — Л. Бетховен. В консервативных кругах его новаторские произведения осуждались. С 1787 прекратились «академии» Моцарта. Ему не удалось организовать исполнения 3 последних симфоний (1788); три года спустя одна из них (по-видимому, g-moll) прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением А. Сальери. Весной 1791 Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять освободившееся место после смерти капельмейстера (последний пережил Моцарта). Лишения, пренебрежение к его творчеству, трудности в получении заказов и сносной должности — всё это отравляло жизнь композитора, рождало мрачные предчувствия. За полмесяца до смерти Моцарт слёг (диагноз — ревматически-воспалительная лихорадка). Реквием, заказанный ему анонимно графом Ф. Вальзегг-Штуппах (решившим выдать купленное произведение за своё собственное), остался незавершённым (недостающие номера написал ученик М. — Ф. К. Зюсмайр; начавшаяся в 1825 дискуссия о мере участия Зюсмайра в завершении реквиема не закончилась и поныне). Моцарт умер, не достигнув 36 лет. Согласно тогдашнему распорядку рядовых похорон, он был погребён в общей могиле на кладбище св. Марка (местонахождение могилы неизвестно).
Вокруг имени Моцарта сложилось немало легенд. Одна из них — об отравлении его А. Сальери — нашла отражение в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Другая версия — об отравлении Моцарта масонами — получила распространение в немецкой националистической литературе. Источником некоторых неправдоподобных анекдотов из жизни Моцарта явились сообщения его вдовы, послужившие материалом для первых биографий композитора.
Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта, представителя венской классической школы, родственно просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом и в то же время сентиментализму с его культом сердца и утверждением прав личности, в частности его радикальному крылу — течению «Бури и натиска». В сочетании страстного лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и волевой собранностью заключается своеобразие искусства Моцарта. Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя жизненные элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение драматизмом — всё это обогатило мелодические, гармонические, полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность композиционных форм, обусловило новые принципы использования инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле. Многогранная музыка Моцарта нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические («вертеровские») или мрачные трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту о счастье.
Творчество Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей, — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концертной и камерной музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также итальянских, французских, чешских. Завершая 18 в., оно оказало влияние на позднее творчество Й. Гайдна и непосредственно подвело к 19 в. — к героике Л. Бетховена (симфония C-dur, позднее названная «Юпитер») и романтике Ф. Шуберта (симфония g-moll). Как музыкальный драматург Моцарта преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новые оперные жанры зрелого реалистического стиля. Творческому методу Моцарта присущи правдивость и многосторонность в изображении характеров, раскрытие образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного, контраст трагического и шутливого, сочетание сердечности с иронией, реальности с фантастикой. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) возникли опера-комедия «Свадьба Фигаро» и опера-драма «Дон Жуан», на основе австро-немецкого зингшпиля — национальная опера-сказка «Волшебная флейта», включившая и другие сценические и музыкальные жанры — от священного представления до феерии, от форм итальянской оперы до хорала и фуги. Менее всего отвечал творческой натуре Моцарта героико-мифологический и условно-исторический жанр оперы-сериа, как это показали не столько его ранние произв. («Митридат», «Луций Сулла»), сколько позднейшее — «Милосердие Тита» (вымышленный эпизод из жизни римского императора). Но и в эту область Моцарт внёс новое и уже в опере «Идоменей» (по мотивам древне-греческой истории и мифологии) по-своему развил завоевания музыкально-драматического искусства К. В. Глюка. В отличие от Глюка, резко ломавшего старые каноны оперы, Моцарт шёл путём внутреннего обновления и скрещивания музыкально-сценических форм. В синтезе музыки и драмы Моцарт оставлял главенство за музыкой, будучи одновременно требовательным к драматическому содержанию и качествам литературного текста. Взаимопроникновение симфонизма и драматургии, при неизменном преобладании вокального начала, определяет многие стороны музыкального театра Моцарта. Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся Моцартом в музыкально цельных и драматургически действенных ансамблях, включая богато развитые финалы. В ансамблях особенно полно сказались равновесие музыкальной и драматической сторон, гармония общего звучания при характерности отдельных вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную определённость каждого персонажа. Лирические, комические, драматические арии в операх Моцарта — звуковые портреты героев.
Обогатив гармонию и инструментовку, Моцарт вместе с тем усилил роль мелодии. Используя, как и Глюк, сопровождаемый оркестром речитатив перед арией, Моцарт, в отличие от Глюка, не отказался в своих операх на итальянские тексты от речитатива-секко (в сопровождении клавесина) для воспроизведения диалогов. Скромные по своим музыкально-выразительным средствам, но стремительные и живые диалоги-речитативы гибко передают омузыкаленные речевые интонации. Драматической образностью наполнены лучшие из оперных увертюр Моцарта — симфонические пьесы самостоятельного и крупного художественного значения.
Тематика опер Моцарта отразила передовые социальные и этические идеи эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере «Свадьба Фигаро» по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Революционная острота комедии в опере смягчена (отчасти по цензурным соображениям), поэтичнее, чем в комедии, воплощена любовная тема. В то же время социальная идея — победа энергичных, умных, достойных людей из народа (Фигаро и его невесты Сузанны) в упорной борьбе против притязаний аристократа — сохранена в опере полностью и составляет основу драматического развития и музыкальных характеристик. Новую трактовку получила старинная испанская легенда в опере «Дон Жуан» — «весёлой драме» (dramma giocoso), сочетающей комедийные и трагедийные элементы, психологическую углублённость и занимательную интригу, фантастическую условность и бытовую достоверность. Заглавный герой олицетворяет жизненную энергию, темперамент, неотразимое обаяние, свободу чувства. Поэтизируя этот образ, Моцарт вместе с тем не оправдывает Дон Жуана. Своеволию сильной личности он противопоставляет твёрдые принципы разума и нравственности, олицетворённые в символической фигуре Командора и в возвышенном, целомудренно строгом образе Донны Анны. В весёлой и изящной опере «Все они таковы» (в буквальном переводе: «Так поступают все женщины») буффонада преображена тонкой иронией, типаж чётко выгравирован в ариях и особенно в ансамблях (их здесь значительно больше, чем арий). Чистое и благородное чувство юношеских сердец, верность в любви и дружбе воспеты в зингшпиле «Похищение из сераля» с его весьма условным восточным колоритом и в философской драматической опере-сказке «Волшебная флейта», рисующей утопический идеальный мир мудрости и добродетели. «Волшебной флейте» свойственны черты морализирования и символики в духе масонства (с 1784 Моцарт был членом масонского ордена — «свободным каменщиком», в конце 1785 он вошёл в ложу «К добродетели»). Опера прославляет победу света над мраком, дружбы над враждой, стойкости над малодушием, человеческой любви над злыми силами мира. В чарующей музыке воплощены величие духа и простосердечность, трогательность и комизм, аллегорическое глубокомыслие и наивность. В «Волшебной флейте» Моцарт осуществил свою мечту — создать большую оперу на родном языке. И «Свадьба Фигаро», и «Дон Жуан» по своим художественным принципам, драматическому и музыкальному складу — создания венской школы, но они, как и большинство опер Моцарта, написаны на итальянском языке и в формах, близких итальянской опере, господствовавшей в те годы во многих странах. «Волшебная флейта» возникла на иной основе. При всей отвлечённости и экзотичности её сюжета, при всей необычности её музыкальной драматургии эта опера наиболее близка национальному характеру, народной песенности и отечественной полифонии, традициям австрийского демократического театра. Она открыла путь к утверждению самостоятельности национальной оперы в странах немецкого языка.
Наряду с Й. Гайдном Моцарт — создатель новой оркестровой и камерной классики. Он опирался на схему 4-частного симфонического и ансамблевого цикла, на развитый Гайдном тип сонатного allegro и его структуру симфонического оркестра и смычкового квартета. (В свою очередь, Гайдн воспринял нововведения Моцарта и претворил их в своих лучших симфониях, квартетах и сонатах, появившихся уже после смерти Моцарта.) По мере овладения Моцартом композиционными особенностями современных ему многообразных школ и направлений (лёгкость восприятия его была поразительна) заметно менялась его собственная манера письма, полнее выявлялось неповторимое своеобразие его гениального творчества. Влияние мангеймской школы сказалось на «Парижской» симфонии D-dur, созданной в 1778, после пребывания в Мангейме. Значительный след в музыкальном развитии Моцарта оставило ознакомление в начале венского периода с произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В возрасте 15-16 лет Моцарт создал 15 или 16 симфоний, а в последние 10 лет жизни — 6 (всего около 50). Каждая из зрелых симфоний различна по характеру. Т. н. «Хафнер-симфония» (D-dur, 1782, написана для зальцбургской семьи Хафнер) носит ещё черты дивертисментного стиля. Она возникла из многочастной серенады, откуда были изъяты вступительный марш и один из двух менуэтов. В 1783 появилась «Линцская» симфония C-dur, в 1786 — «Пражская» D-dur («симфония без менуэта»). 3 симфонии 1788 увенчивают симфоническое творчество Моцарта и весь европейский симфонизм 18 в. Большое торжественно-патетическое вступление симфонии Es-dur контрастирует с танцевально-бытовыми темами всех 4 частей, разнородными по эмоциональной окраске. Симфония g-moll пронизана взволнованной лирикой, скорбной патетикой и в то же время отличается энергией, волей, душевной стойкостью. В величественной симфонии C-dur («Юпитер»), наиболее крупной по масштабам, особенно подчёркнута контрастность образов. Моцарт возвысил идейно-образное содержание симфонии, придал ей большую драматическую напряжённость, усилил её стилевое единство и углубил контрасты между частями сонатного цикла, между партиями сонатного allegro, a также внутри тем. Форму сонатного allegro он применял не только в 1-й, но и во 2-й и 4-й частях симфонии. Монументальный финал симфонии «Юпитер» — блестящий пример введения фуги в сонатное allegro. Показательна эволюция менуэта (3-я ч. симфонии) — он становится у Моцарта лиричным и мужественным. Существенный принцип инструментальных произведений Моцарта — кантабильность, используемая композитором не только в ведущем голосе, но и во всей тонко разработанной фактуре («певучая инструментовка»). Темам присущи мелодическая насыщенность, гибкость линии, широкое дыхание; нередко они связаны с мелодиями опер Моцарта; во многих из них преображены обороты бытовой, народной музыки Австрии. В оркестре Моцартом достигнута замечательная уравновешенность групп (4 партии струнных инструментов с недифференцированной партией баса и в основном парный состав духовых инструментов с литаврами). Индивидуально использованы тембры духовых. Флейты часто представлены в оркестре не двумя, а одной партией (в т.ч. в 3 последних симфониях), гобои отсутствуют в симфонии Es-dur (К 543), кларнеты, к которым Моцарт всё больше тяготел (Гайдн ввёл их в симфонический оркестр после Моцарта), отсутствуют, однако, в симфонии C-dur (К 551) и введены в симфонию g-moll (К 550) дополнительно (в ней нет труб и литавр).
Камерные инструментальные ансамбли Моцарта близки по складу к его симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и духовно сосредоточены. В них ещё интенсивнее, чем в симфониях, использованы элементы полифонии; типичны хроматически обострённые мелодические линии (струнный квинтет g-moll), смелые диссонирующие созвучия (струнный квартет C-dur). В ранних ансамблях клавир доминирует над скрипкой (в сонатах), над скрипкой и виолончелью (в трио). Струнные и клавир равноправны в более поздних сочинениях. Из 35 сонат для фортепиано и скрипки (сюда не входят 6 т.н. романтических сонат, принадлежность которых Моцарту опровергнута) 16 были созданы в период ранних концертных поездок (Париж, Лондон и Гаага). Самые совершенные сонаты относятся к венскому периоду (B-dur, 1784; A-dur, 1788). В струнных квартетах старый тип, близкий к трио-сонатам (Италия, 1770-73), сменился гайдновским, представленным законченно в 6 квартетах, поcвященных «отцу, наставнику и другу» Й. Гайдну (по признанию Моцарта, «плод долгого и упорного труда»), и 3 «Прусских» квартетах (1789-90). Если в камерной музыке Гайдна центральное место занимают струнные квартеты, то у Моцарта наряду с квартетами (количественно они преобладают) на передний план по художественному значению выдвинулись струнные квинтеты (самые законченные образцы — C-dur и g-moll, 1787). Среди духовых и смешанных ансамблей выделяются квинтет для фортепиано и духовых (1784) и квинтет для кларнета и струнных (1789).
Клавирная музыка Моцарта отразила два важных исторических процесса: переход от клавесина и клавикорда к фортепиано (уже в довольно ранние годы Моцарта) и стабилизацию классического сонатного цикла (трёхчастного) в сонате и концерте. Фортепианный стиль Моцарта непосредственно связан с его исполнительским искусством. Элегантная, отчётливая, певучая, идущая, от сердца игра Моцарта составила эпоху в истории пианизма. Моцарт — основоположник классической формы концерта. Сохранив широкую доступность, концерты Моцарта приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них органически соединились импровизационность и строго логическое начало, соревнование и взаимовосполнение сольной партии и оркестрового ансамбля. 11-летним мальчиком Моцарт обработал в виде 4 концертов части из сонат других композиторов, в возрасте 17-21 написал первые 4 оригинальных концерта для фортепиано с оркестром; большинство (17) фортепианных концертов возникло позднее, в Вене. Музыка их отмечена праздничным блеском (концерты D-dur и A-dur), порой драматизмом и патетикой (концерты c-moll и d-moll). Венским фортепианным концертам предшествовали 5 концертов для скрипки с оркестром, написанные 19-летним Моцартом, возможно, для собственных выступлений, и двойной фортепианный концерт, сочинённый для себя и сестры (1779). По просьбе друзей-музыкантов или по заказу именитых дилетантов Моцарт создал ряд сольных концертов для духовых инструментов, несколько двойных концертов и тройной фортепианный концерт, а также эффектную, в «мангеймском стиле», «Концертную симфонию» с 4 солирующими духовыми инструментами. Для своих выступлений, а частично для учениц Моцарт писал фортепианные сонаты, рондо, фантазии, вариации. Хотя по значительности содержания и новизне стиля сонаты уступают концертам, квинтетам, симфониям Моцарта, всё же наиболее зрелые из них, такие, как c-moll (1784), A-dur (1778) и D-dur (1789), вместе с аналогичными произведениями для фортепиано и скрипки образуют вершину сонатного творчества 18 в. Фантазии и отчасти вариации в известной мере запечатлели несравненное искусство моцартовской импровизации. К драматургии сонатного типа тяготеют фантазия c-moll (она предпослана сонате той же тональности) и рондо c-moll. Сонаты и другие пьесы Моцарта для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано принадлежат к ранним образцам фортепианного дуэта.
Творческой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью отмечена бытовая развлекательная музыка Моцарта для оркестра или ансамбля — циклы типа сюиты (дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны), танцы (менуэты, контрдансы, «немецкие», лендлеры), марши. В ней особенно ощутимы связи с фольклором. Соприкасаясь некоторыми гранями с камерными инструментальными жанрами, симфониями и концертами, развлекательные сюиты служили для композитора своего рода экспериментальной лабораторией. Большинство серенад и дивертисментов появилось в Зальцбурге. Они были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них применялись различные составы — смешанные, духовые, струнные). Одно из популярнейших произведений Моцарта в этом жанре — «Маленькая ночная серенада» (1787), написана для струнного оркестра. Пьесы, образующие цикл, разнообразны по формам и видам музыки — от сонаты и концерта до разного рода танцев, от рондо до вариаций. Уличные кассации, серенады, дивертисменты обычно предварялись и часто заключались маршем, который музыканты играли на ходу. Склонность к юмору блистательно проявилась в «Музыкальной потехе» («Ein musikalischer Spaß») для струнного квартета и 2 валторн (пародия на симфонии композиторов-ремесленников). Среди оркестровых пьес особое место занимает «Масонская траурная музыка» (1785).
Большинство сольных песен, а также вокальных ансамблей и шуточных канонов создал для близкого окружения. Многочисленные арии и вокальные ансамбли с оркестром (частично в качестве вставных номеров к операм других авторов, почти все на итальянском языке) писались композитором по заказу артистов. Жанр немецкой песни для голоса с фортепиано в Австрии только нарождался, и Моцарт был в числе первых, кто создал её классические образцы. Среди сохранившихся 30 песен Моцарта — «Фиалка» на сл. И. В. Гёте (1785), «Старушка», «Вечернее настроение», «Тоска по весне» и др. Популярная «Колыбельная» («Спи, мой младенец, усни») принадлежит не Моцарту (её автор — Б. Pлис). Для масонов Моцарт создал несколько кантат и песен. Как и «Волшебная флейта», эти произведения проникнуты гуманистическими идеями. «Маленькая масонская кантата» (ноябрь 1791) — последнее законченное произведение Моцарта.
Почти вся церковная музыка Моцарта — мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты и т.п., а также церковные сонаты — написана в Зальцбурге. За последние 12 лет жизни Моцарт создал только одно законченное церковное произведение — мотет «Ave, verum corpus» (июнь 1791, курорт Баден, близ Вены). В Вене он трудился над мессой и реквиемом. Обе крупные композиции остались незавершёнными. Работа над реквиемом относится к последнему году жизни Моцарта. Эта траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра — одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта. Трагический пафос и трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью.
Созидательный процесс протекал у Моцарта непринуждённо и стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные мысли, а детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Его вдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, его мастерство постоянно обогащалось поисками новых приёмов композиции.
С мифом о Моцарте — беспечном, наивном художнике, гении, творящем без усилия и раздумья, жреце «чистого» искусства — связан особый, эстетский тип творчества, которому без оснований присвоено наименование «моцартианство».
Творчество Моцарта изображали в музыковедческой литературе и интерпретировали в исполнительском искусстве как безоблачно ясное, безмятежное, «аполлоническое», или жеманно-изящное («рококо»), или, наоборот, романтическое и «демоническое». Современное передовое музыковедение утверждает Моцарта как одного из величайших творцов, выразившего в своём гениальном творчестве прогрессивные общественные и эстетические идеи своей эпохи и раздвинувшего горизонты всего мирового музыкального искусства.
Основные даты жизни и деятельности:
1756 — 27 I. В Зальцбурге, в семье скрипача, педагога и композитора Иоганна Георга Леопольда Моцарта родился сын Вольфганг.
1760 — Начало занятий музыкой (уроки игры на клавире) под руководством отца.
1761-62 — Первые сочинения Моцарта — менуэты для клавира.
1762 — Концертные поездки Вольфганга и его сестры Наннерль (Марии Анны, 1751 — 1829) с отцом в Мюнхен (январь), с родителями в Вену (сентябрь — декабрь).
1763 — 9 VI. Европейское концертное путешествие Вольфганга и Наннерль с отцом (до 29 XI 1766): Мюнхен, Аугсбург, Шветцинген, Майнц, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Брюссель, Париж, Версаль (выступление в королевском дворце — 1 I 1764), Лондон (22 IV 1764 — 24 VII 1765), Лилль, Гент, Антверпен, Гаага (11 IX 1765 — ок. 26 I 1766 и снова в марте), Амстердам, Утрехт, Париж, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Мюнхен.
1767 — Исполнение в Зальцбурге первых музыкально-сценических произведений Моцарта.
1769 — 12 XII. Первая поездка (с отцом) в Италию (до 28 III 1771): Верона, Мантуя, Милан, Лоди, Болонья, Флоренция, Рим (награждение орденом Золотой шпоры — 8 VII 1770), Неаполь, Рим, Болонья (избрание в члены Филармонической академии — 9 X 1770), Милан (первая постановка оперы «Митридат, царь понтийский» — 26 XII 1770), Венеция.
1771 — 13 VIII. Вторая поездка (с отцом) в Италию (до 16 XII). — 17 X. Первая постановка оперы «Асканий в Альбе» (Милан).
1772 — Начало мая. Первая постановка оперы «Сон Сципиона» в Зальцбурге. — 9 VIII. Назначение концертмейстером при зальцбургском дворе с жалованьем (с 1769 числился в этой должности без оклада). — 24 X. Третья поездка (с отцом) в Италию (до 13 III 1773). — 26 XII 1772. Первая постановка оперы «Луций Сулла» (Милан).
1773 — 18 VII. Поездка (с отцом) в Вену (до 26 IX 1774).
1774 — 6 XII. Поездка (с отцом) в Мюнхен (до 7 III 1775).
1775 — 18 I. Первая постановка «Мнимой садовницы» в Мюнхене. — 23 IV. Первая постановка оперы «Царь-пастух» в Зальцбурге.
1776 — 21 VII. Исполнение «Хафнер-серенады» в Зальцбурге.
1777 — 28 VIII. Увольнение Моцарта со службы. — 23 IX. Поездка (с матерью) за границу (до 15 I 1779): Мюнхен, Аугсбург, Мангейм (30 X 1777 — 14 III 1778), Париж (23 III — 26 IX (смерть матери 3 VII)), Страсбург, Мангейм, Мюнхен.
1778 — 11 VI. Первая постановка балета «Безделушки» в Париже.
1779 — 17 I. Назначение Моцарта придворным органистом в Зальцбурге, 1780. — 5 XI. Поездка в Мюнхен (до 12 III 1781).
1781 — 29 I. Первая постановка оперы «Идоменей, царь критский» (Мюнхен). — 16 III. Приезд в Вену, где Моцарт окончательно обосновался. — 9 V. Разрыв с архиепископом.
1782 — 16 VII. Первая постановка оперы «Похищение из сераля» в Вене. — 4 VIII. Женитьба на Констанце Вебер, сестре певицы Алозии Вебер, отвергнувшей его любовь.
1783 — Конец июля — 27 X. В гостях у отца в Зальцбурге. — 4 XI. Исполнение «Линцской» симфонии в Линце (по пути в Вену). — Ноябрь. Возвращение в Вену.
1784 — 21 IX. Рождение сына Карла Томаса (умер в 1858).
1785 — 13 III. Исполнение оратории «Кающийся Давид» в Вене. — 1 X. Посвящение Й. Гайдну 6 квартетов.
1786 — 7 II. Исполнение комедии «Директор театра» во дворце Шёнбрунн — 1 V. Первая постановка оперы «Свадьба Фигаро» в Вене.
1787 — 11 I. — 8 II. Пребывание в Праге. — 19 I. Исполнение «Пражской симфонии». — Весна. Встреча Л. ван Бетховена с Моцартом в Вене — 27 V. Смерть отца в Зальцбурге. — Начало октября — 13 XI. Пребывание в Праге. — 29 X. Первая постановка оперы «Дон Жуан» в Праге. — 7 XII. Назначение Моцарта придворным музыкантом в Вене.
1788 — 7 V. Постановка оперы «Дон Жуан» в Вене.
1789 — 8 IV. Поездка в Германию (до 4 VI): Дрезден, Лейпциг, Берлин.
1790 — 26 I. Первая постановка оперы «Так поступают все» в Вене. — 23 IX. Поездка в Германию (до 10 XI): Франкфурт-на-Майне, Майнц, Мангейм, Мюнхен.
1791 — 16 IV. Исполнение одной из последних симфоний (g-moll?) в благотворительном концерте в Вене (повторение 17 IV) — 26 VII. Рождение сына Франца Ксавера Вольфганга (умер в 1844). — Середина августа — середина сентября. Пребывание в Праге. — 6 IX. Первая постановка оперы «Милосердие Тита» в Праге. — 30 IX. Первая постановка оперы «Волшебная флейта» в «Виденертеатре» в предместье Вены. — 18 XI. Моцарт дирижирует исполнением своей «Маленькой масонской кантаты» в масонской ложе в Вене (последнее его выступление). — 20 XI. Моцарт слёг в постель. — 5 XII. Смерть композитора.
Полное собрание сочинений:
Wolfgang Amadeus Mozarts Werke, 24 Serien in 67 B-den, Lpz., 1876-1905 (Revisionsberichte, 1877-89); Mozart W. A., Neue Ausgabe sдmtlicher Werke, hrsg. von der Internationalen Stiftung Mozarteum Salzburg, 10 Serien in 35 Werkgruppen, Kassel — Basel, seit 1955.
Письма:
Моцарт В. A., Избр. переписка. Период создания оперы «Идоменей», 1780-81, (пер. с нем., вступ. статья и коммент. Е. Даттель), М., 1958; Die Briefe W. A. Mozarts und seiner Familie, hrsg. von L. Schiedermair, Bd 1-5, Munch.-Lpz., 1914 (Bd 5 — Ikonographie); Briefe und Aufzeichnungen W. A. Mozarts, hrsg. von E. H. Mьller von Asow, Tl 1-2 (Und 3 Mappen Faksimiles), В., 1942; Mozart W. A., Briefwechsel und Aufzeichnungen, hrsg. von E. H. Mьller von Asow, Bd 1-2, Lindau, 1949; Mоzаrt W. A., Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe, hrsg. von der Internationalen Stiftung Mozarteum Salzburg. Gesammelt von. W. A. Bauer und О. Е. Deutsch. Auf Grund deren Vorarbeiten erlдutert von J. H. Eibl, Bd 1-7, Kassel, 1962-75.
Документы и материалы:
Шулер Д., Если бы Моцарт вел дневник..., (пер. с венг.), Будапешт, 1962, 1965; Mozartiana, hrsg. von G. Nottebohm, Lpz., 1880; Nоhl L., Mozart nach den Schilderungen seiner Zeitgenossen, Lpz., 1880; Sсhurig (Hrsg.), Konstanze Mozart. Briefe, Aufzeichnungen, Dokumenten, Dresd., 1922; Leitzmann A., W. A. Mozarts Leben. In seinen Briefen und Berichten der Zeitgenossen, Lpz., (1926); Gоetz W., Mozart. Sein Leben in Selbstzeugnissen, Briefen und Berichten, В., (1941); Schmidt K. W., W. A. Mozart. Sein Leben und Schaffen in Briefen und Berichten, Hdlb., 1947; Biancolli L., The Mozart handbook, N. Y., (1954); Schneider О., Mozart in Wirklichkeit, (W., 1955) (mit Bibliographie); Rutz H., W. A. Mozart. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Mьnch., 1956; Giazottо R., Annali Mozartiani, Mil., 1956; W. A. Mozart. Sein Leben in Bildern. Das Mozartbild in Musik- und Zeitgeschichte von R. Petzoldt. Bildbiographie von E. Crass, Lpz., 1959; Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Gesammelt und erlдutert von O. E. Deutsch, в изд.: Mozart W. A., Neue Ausgabe sдmtlicher Werke. Serie 10 (Suppl.), Werkgruppe 34, Kassel, 1961; то же, Lpz., 1961; Mozart und seine Welt m zeitgenцssischen Bildern. Begrьndet von M. Zender. Vorgelegt von О. Е. Deutsch, там же, Werkgruppe 32, Kassel, 1961; Schneider O., Аlgatzy A., Mozart-Handbuch. Chronik, Werk, Bibliographie, W., 1962; Greither A., W. A. Mozart in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, (Reinbeck bei Hamb.), 1962; Rech G., Das Salzburger Mozartbuch, (Salzburg, 1964); Eib1 J. N., W. A. Mozart. Chronik seines Lebens, Lpz., 1965; Fischer H. C., Besch L., Das Leben Mozarts. Eine Dokumentation, Salzburg, 1968.
Литература:
Oulibicheff A., Nouvelle biographie de Mozart, t. 1-3, Moscou, 1843 (рус. пер. — Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, М., 1890-92); Серов А. Н., Моцартов Дон Жуан и его панегиристы, «Пантеон», 1853, No 4-6, переизд., в его кн.: Критические статьи, т. 1, СПВ, 1892; его же, Моцарт, «Театральный и музыкальный вестник», 1858, No 4, 6, 10, 11, 50, переизд., в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Ла-Мара (Липсиус М.), Музыкально- характеристические этюды, т. 2 (пер. с нем.), М., 1889 (гл. — Вольфганг Амадей Моцарт); Давыдова M. A., B. Моцарт. Его жизнь и музыкальная деятельность. Биографический очерк, СПБ, 1891; Корганов В. Д., Моцарт, Биографический этюд, СПБ-М., 1900 (включает пер. писем M.); P (индейзен) Hик., Моцарт в России, «РМГ», 1906, No 3 (доп. в No 4-5 и 16); В-ва О., Культ Моцарта в России, «РМГ», 1912, No 42-43; Флейшер О., Моцарт (пер. с нем.), «РМГ», 1912, No 42-44, 46, 47, 49, 50, 1913, M 24-33, 36, 38; Саккетти Л., Моцарт как оперный композитор, «ЕИТ», 1914, вып. 3; Браудо Евг., Моцарт и Сальери, в сб.: Орфей. Книги о музыке, кн. 1, П., 1922; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Моцарт, П., 1922; его же, Моцарт, вступ. ст., в кн.: Pраут Э. (Prout E.), Моцарт (пер. с англ.), М.-П., 1923; Гофман Э. Т. A., Дон-Жуан, в его сб.: Музыкальные новеллы, П., 1922; то же, в его сб.: Избр. произведения, т. 1, М., 1962; Rоллан Р., Моцарт. (По его письмам), (пер. с франц.), в его кн.: Музыканты прошлых дней, Л., 1925; то же, Собр. соч., т. 16, Л., (1935); то же (в др. пер.), в его кн.: Музыканты прошлых дней, М., 1938 (Собр. муз.-историч. cоч.: т. 4); Харламов Ю., «Дон-Жуан» Моцарта, «СМ», 1936, No 10; Свадьба Фигаро... Сб. статей к постановке оперы в Государственном Академическом Малом оперном театре, Л., 1936; Соллертинский И. И., «Волшебная флейта» Моцарта, Л., 1938 (Путеводитель по концертам), 1940; то же, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; Даттель Е., Три последние симфонии Моцарта, Л., 1939 (Путеводитель по концертам); Друскин М., Фортепианные концерты Моцарта, Л., 1939 (Путеводитель по концертам), М., 1959 (на обложке 1960); Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; её же, Моцарт и русская музыкальная культура, М., 1956; Танеев С. И., Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте, в сб.: Памяти С. И. Танеева, М.-Л., 1947; Берлянд Е. С., Моцарт, М.-Л., 1948; Кремнев Б. (сост.), «Свадьба Фигаро» (в письмах Моцарта и его современников), «СМ», 1955, No 2; его же, Вольфганг Амадей Моцарт, М., 1958, 1958 (Жизнь замечательных людей); Кнеплер Г., Моцарт и современность, пер. с нем., «СМ», 1956, No 1-2; Попова Т. В., Моцарт, М., 1957 (Школьная библиотека), 1967; Штейнпресс Б., Новое о русских связях Моцарта, «СМ», 1956, No 12; его же, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше как источник оперы Моцарта, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 3, М., 1960; его же, Russische Ausgaben der Mozart-Werke im 18. Jahrhundert, в сб.: Mozart-Jahrbuch 1962-63, Salzburg, 1964; его же, Вымыслы и правда о Моцарте, «СМ», 1964, No 9; его же, Исторические факты против легенды, «Наука и жизнь», 1971, No 1; его же, Листки моцартианы, «СМ», 1973, No 12; Чёрная (Берлянд-Чёрная) Е., Моцарт. Жизнь и творчество, М., 1956, 1966; её же, Оперы Моцарта, М., 1957, 1960 (Путеводитель по операм); её же, Моцарт и австрийский музыкальный театр, М., 1963; Саква К., Из истории создания «Дон-Жуана», вступ. ст. к оперному либретто, в кн.: «Дон-Жуан» В. А. Моцарта, М., 1959; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч. в пятнадцати томах, т. 8, М., 1959; Скребков С, К вопросу о симфонической лирике Моцарта, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 3, М., 1960; Ямпольский И., Концерты Моцарта для скрипки с оркестром, М., 1961 (на обложке: 1962, (Путеводитель по концертам)); Meзрина Б. М., Интонационный анализ партии Фигаро в опере Моцарта «Свадьба Фигаро», в кн.: Сб. статей по музыкальному образованию, Свердловск, 1961 (Науч.-метод. записки Уральской гос. консерватории им. Мусоргского, вып. 4); Xoхловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962 (гл. 2 — Моцарт); Mёрике Э., Моцарт на пути в Прагу, (Новелла, пер. с нем.), М., 1965; Колбин Д., Улыбки Моцарта, «СМ», 1966, No 2 (нем. пер. с доп., в сб.: Mozart-Jahrbuch 1967, Salzburg, 1968); его же, Моцартовские автографы в СССР, «СМ», 1968, No 1 (нем. пер. в сб.: Mozart-Jahrbuch 1968-70, Salzburg, 1970); Чичерин Г., Моцарт. Исследовательский этюд, Л., 1970, 1971; Бадура-Скода Е. и П., Интерпретация Моцарта, пер. с нем., М., 1972 (прилож.: Баренбойм Л., Как исполнять Моцарта?); Гайденко П., Философия музыки Серена Киркегора, «СМ», 1972, No 3 (о «Дон Жуане» Моцарта).
Б. С. Штейнпресс
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.
Список сочинений Моцарта →
Оперное творчество Моцарта →
Камерно-инструментальное творчество Моцарта →
Струнные квартеты Моцарта →
Струнные квинтеты Моцарта →