Фонизм (от греч. ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. свойства сумрачности, затенённости, нек-рой "инертности" созвучия). Ф. может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф. - структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., "смена мажорного трезвучия одноименным минорным... создает яркий фонический контраст" при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV-IV > при словах "их сладкий аромат туманит мне сознанье" в романсе С. В. Рахманинова "У моего окна").
Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере "Тристан и Изольда"). В музыке кон. 19 - нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене "Снегурочки" сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору "Свет и сила бог Ярила" особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма "Прометей" Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 ("Полночь") из балета "Золушка" Прокофьева. Термин "Ф." введён Тюлиным.
Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции по гармонии, Л., 1978.
Ю. Н. Холопов