Электронная музыка

Категории словаря

Электронная музыка — музыка, которая создаётся и исполняется с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. В Э. м. объектом работы композитора является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания "сочиняются", синусоидные чистые тоны ("атомы" звучания) складываются в муз. тоны и шумы ("молекулы"). Аппаратура Э. м. - генераторы, фильтры, модулирующие устройства, объединяющиеся в электронных синтезаторах (студийных и портативных), а также магнитофоны, усилители, динамики. Акустич. материал (синусоидные чистые тоны; разного рода шумы - "белый", "цветной"; импульсы, щелчки и др.) обрабатывается, а также комбинируется, превращаясь в многообразные смеси, тембро-красочные звучания, при помощи к-рых композитор реализует свое соч.; исходным материалом может служить и любое другое записанное звучание (включая и муз. звуки, и натуральные звучания, по выбору композитора). Оба типа материала могут совмещаться.

С. А. Губайдулина. Фрагмент из сочинения "Vivente - non vivente", выполненного в Моск. экспериментальной студии электронной музыки в 1970.

Сочинение построено на контрасте "живого" (конкретного) и "неживого" (электронного) звучаний. Запись 4-слойная, соответствующая 4-канальному звучанию. 1-й канал - магнитофонная запись колокольного звона, пущенная в противодвижении. В приведённом фрагменте партитуры даны как графич. представление crescendo (от затухания звука к его атаке), так и изображение колокола. 2-й канал - кластеры разного диапазона и ритма (звучание электронного синтезатора АНС), а также прямая запись колокольного звона. 3-й канал - электронная имитация человеческого дыхания (сочетания синусоидальных чистых тонов, записанные на синтезаторе АНС; они расширяются и сужаются по микроинтервальным ходам). 4-й канал - электронные кластеры, создающие пространственную ("антифонную") перекличку с электронными кластерами 2-го канала и подготавливающие звучание "живых" кластеров (басовые струны фп.) в конце сочинения.

Историч. предпосылка возникновения Э. м. (помимо изобретения звукозаписи) - перелом, происшедший в нач. 20 в. в области использования муз.-технич. средств и приведший, во-первых, к возникновению серийной техники ("техники ряда") новой венской школы и, во-вторых, "тембровой мелодии" (нем. Klangfarbenmelodie; термин в "Учении о гармонии" Шёнберга). Серийная техника - предел традиционной европ. трактовки муз. материала как дискретного "микромира" муз. "атомов" (нот-точек, пунктов; отсюда же традиц. европ. контрапункт и исключение микроинтервалов); техника же "звукотембров" (оперирование тембрами звуков и звучаний; нем. Klangfarbentechnik), в противоположность серийности, - попытка оперировать звуковыми объектами и массами как "сверхтембрами" ("сонорами"), к-рые мыслятся не как дискретные множества, а как слитные единства. Две тенденции и два типа муз. слышания (дискретно-структурный и синкретно-сонорный), первоначально противоположные, во 2-й пол. 20 в. стали взаимодополняющими сторонами единой композиторской техники. Попытка осуществить их взаимопроникновение инструментально- технически и была предпринята средствами Э. м. Первая попытка создания Э. м. в её "ортодоксальном" виде относится к 1951 (студия Э. м. в Кёльне, организованная по инициативе X. Эймерта и К. Штокхаузена); тогда же возник и термин "Э. м." (В. Майер-Эплер). Если в серийной музыке не пользуются традиц. "макроструктурами" (типовыми терцовыми аккордами, гаммообразными мелодич. последованиями), а создают их индивидуально, то в Э. м. композитор, синтезируя муз. звук, обязан управлять даже его "микроструктурой". Отсюда введение микротемперации (для регулирования внутризвуковых отношений и процессов), микроритма и микродинамики, артикулирующих тембр звуков, соноров, конкретных звучаний. Отсюда же снятие противоположности муз. формы и муз. материала (соответственно и снятие противопоставления композитора, исполнителя и производителя данного муз. инструментария). С Э. м. связано появление конкретной музыки (Париж, 1948): если Э. м. стремится к сонорности муз.-акустич. материала, исходя из его тотальной структурированности (вплоть до quasi "контра-пунктического" контроля над микроинтервалами), то конкретная музыка, наоборот, стремится придать композиционную структурность изначально данному тембро-шумовому материалу. Др. виды Э. м.: "компьютерная музыка" (англ. computer music), где сделана попытка автоматизировать синтез звука и "планирование" формы, т. е. наиболее трудоёмкие начальный и конечный этапы создания Э. м. (Л. А. Хиллер, США; Г. М. Кёниг, ФРГ); "живая электроника" (англ. live electronic), стремящаяся исходить из звучаний традиционных муз. инструментов и певч. голосов в качестве первичного материала (Штокхаузен, начиная с 60-х гг.; Ф. Ржевски и его группа "La elettronica viva", США); прикладная Э. м. - для кинофильмов и театр. спектаклей (специфически электронная "мертвенность" муз.-акустич. "синтетики" в науч.-фантастич. кинофильмах, напр. у С. Кубрика в "Космической Одиссее 2001", у А. А. Тарковского в "Солярисе"), для вок.-инстр. ансамблей (ВИА) с мощной электронно-акустич. аппаратурой. Если в 50-е гг. казалось, что Э. м. открывает необозримые перспективы обогащения муз. звучаний, то в дальнейшем возникли своего рода "аллергия" к специфич. тембрам, атаке, артикуляции звука в Э. м. (антипатия к муз. "синтетике" и движение в пользу натуральной "органики") и стремление применять Э. м. осторожно, в комбинации с традиц. тембрами. Проблема создания инстр.-технич. базы Э. м., соответствующей её первонач. задачам, остаётся пока открытой.

В СССР первые опыты, направленные к созданию Э. м., относятся к 20-м гг. 20 в. (Е. А. Шолпо). В 1959 моск. инженер Е. А. Мурзин построил модель отечеств. электронного синтезатора АНС (в честь А. Н. Скрябина), в 1964 - промышленный образец. В 1967 в Москве открыта студия Э. м.

Нек-рые образцы Э. м.: Штокхаузен, Этюды I-II (1952) и "Пение отроков" (1956); Эймерт, Этюд на звуковые смеси (1954); Э. В. Денисов, "Пение птиц" (1969); А. Г. Шнитке, "Поток" (1969); С. А. Губайдулина, "Vivente - non vivente" (1970, фрагмент см. в колонках 515, 516); Э. Н. Артемьев, "12 взглядов на мир звука" (1971).

Литература: Артемьев Э. Н., Что такое "АНС", "СМ", 1962, No 2; Tермен Л. С., Физика и музыкальное искусство, М., 1966; Володин A. A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970; Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976.

П. H. Мещанинов, Ю. H. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Барыня Музыкальные жанры
Украинская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Виола Музыкальные инструменты
Перуанская музыка Национальные культуры
Сказители Термины и понятия
Гармонизация Термины и понятия
Путевой распев Церковная музыка
Мажор Термины и понятия
Пауза Термины и понятия
Хорал Термины и понятия
Монгольская музыка Национальные культуры

Реклама