Валторна

Категории словаря
Валторна

Валторна (от нем. Waldhorn, букв. — лесной рог; нем. также Horn, итал. corno, франц. cor, англ. french horn) — духовой мундштучный инструмент. Происходит от охотничьего рога. Имеет длинный, узкий, изогнутый в виде кольца цилиндрич. ствол, вблизи широкого раструба переходящий в конический. Мундштук глубокий, узкий, воронкообразный. Старинные В. (натуральные) не имели механики; с помощью передувания исполнитель извлекал из них тоны натурального звукоряда — от 2-го до 16-го, иногда до 18-го. Диатонич. мажорная гамма получалась лишь в верхнем регистре между 8-м и 16-м звуками. Ограниченность звукоряда породила специфические двухгол. доследования, т. н. «валторновые квинты» или «золотые ходы».

Для игры в различных тональностях пользовались В. различных строев. В 18 — нач. 19 вв. применялись В. в следующих строях: В и С низкие, D, Es, E, F, G, A, В высокие. Изредка встречались В. в строе Fis. Нотный текст записывался в C-dur; исполняя партию на В. нужного строя, музыкант фактически извлекал звуки в др. тональности.

Позднее стали применяться дополнит. трубки у мундштука, к-рые удлиняли ствол В. и тем самым понижали её строй (кроны). Ту же роль играли дополнит. трубки, вставлявшиеся в средней части ствола (инвенции). Они были введены в сер. 18 в. дрезденским валторнистом А. Й. Хампелом, к-рый разработал также способ получения т. н. закрытых звуков путём введения правой руки в раструб. Это позволило извлекать хроматически изменённые звуки и корректировать высоту нечисто звучащих 7-го и 11-го тонов натурального звукоряда. Однако звучание В., отличавшейся благородным и поэтичным тембром, становилось сдавленным, трескучим, поэтому композиторы редко применяли «закрытые» звуки. До сер. 18 в. В. употреблялась в оркестре редко. Использовалась гл. обр. как мелодич. инструмент. Играли на В. преим. в верхнем регистре, виртуозно расширяя звукоряд до 18-го звука натуральной гаммы.

С сер. 18 в. В. входит в состав симф. оркестра (как правило, 2 исполнителя). Первоначально она служила в оркестре гл. обр. как педализирующий и ритмич. инструмент. Во 2-й четв. 19 в. получает распространение хроматич. В. Она имеет дополнит. трубки, удлиняющие канал инструмента, к-рые включаются с помощью вращающихся вентилей или нажимных пистонов, изобретённых нем. мастерами Ф. Блумелем и Г. Штольцелем (1814). Три вентиля позволяют получить полный хроматич. звукоряд. Для удобства исполнения и более свободного извлечения верхних звуков совр. В. снабжаются 2 дополнит. вентилями. Механика приспособлена для игры левой рукой. Вначале хроматич. В. изготовлялись в разл. строях, сейчас применяются гл. обр. В. в строе F, изредка — в строе В. Встречаются и «двойные» В. — в строе В и F. Партия валторны строя F записывается в скрипичном ключе на квинту выше реального звучания или в басовом на кварту нище. Диапазон хроматич. В. в строе F: H1 — f2, в строе В: E — b2.

Инструмент обладает большими исполнительскими возможностями. На В. хорошо звучат как певучие мелодии, так и подвижные технич. пассажи. Мужественный и поэтичный тембр В. при ff становится напряжённо-звенящим; закрытые звуки В. кажутся дикими, гротесковыми, а при p — затаённо-отдалёнными. Приём «эхо» позволяет смягчать звук до нежнейшего pp. Применяя «двойной язык», можно передать очень быстрые повторения звука. В симф. оркестр входят 4 В. 1-му и 3-му валторнистам поручаются более высокие партии, 2-му и 4-му — более низкие. В больших орк. составах число В. увеличивается до 6–8 и более. Помимо симф. и дух. оркестров, В. используется в камерных ансамблях и как сольный инструмент. Среди произв. для В. — концерты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Штрауса, П. Хиндемита, сонаты с сопровождением фп. Л. Бетховена и П. Хиндемита и др. Наиболее выдающиеся иностр. валторнисты — Я. А. Мареш, Я. В. Штих ((Дж. Пунто), Чехословакия), Ф. Дювернуа (Франция), Г. и Н. Шунке (Германия), О. и Д. Брейн (Англия), рус. и сов. — Ф. Ф. Эккерт, А. Н. Янкелевич, М. Н. и В. М. Буяновские и др.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М.-Л., 1953; Усов А. И., Вопросы теории и практики игры на валторне, М., 1957, 1965; Eichhorn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897; Mahi11on v. Ch., Instruments, а vent, pt. 2. Le cor, Brux.-L., 1908; Rierzig Fr., Die Einfuhrung des Hornes in die Kunstmusik, Halle, 1927; Gоar В., The French horn, Ann Arbor, 1947; Кunitz H., Horn, Lpz., 1957; Morley-Pegge R., The French horn, L., I960, N. Y., 1960; Gregory R., The horn, L., 1961; Sсhu11er G., Horn technique, L.,1962; Fitzpatriсk H., The Horn and horn-playing and the Austro-Bohemian tradition. 1680–1830, L., 1970; Вrьchle В., Horn-Bibliographie, Wilhelmshaven, 1970.

Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Австралийский балет Балет и танец
Мелопея Термины и понятия
Детская музыкальная школа Термины и понятия
Магнитофон Термины и понятия
Гимель Термины и понятия
Трепак Музыкальные жанры
Выворотность Балет и танец
Бандура Национальные культуры
A la seconde, а ля згонд Балет и танец

Реклама