Дебюсси. Рапсодия для кларнета с оркестром

Rhapsodie for clarinet, L. 116

Композитор
Год создания
1910
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси (Claude Debussy)

У каждого композитора произведения бывают как удачные, так и не очень успешные. Рапсодию для кларнета с оркестром некоторые музыковеды уверенно причисляют к неудачам Клода Дебюсси, но, слушая эту изысканную музыку, нельзя не прийти к мысли о чрезмерной категоричности и даже несправедливости столь сурового суждения.

В 1909-1910 гг. Дебюсси принимал участие в работе жюри конкурса исполнителей на духовых инструментах в Парижской консерватории – и возникновение замысла пьесы для кларнета было связано именно с этой деятельностью. Замысел был реализован в 1909 г. – первоначально в виде пьесы для кларнета и фортепиано, затем композитор создал версию с оркестром. В процессе работы композитор советовался с опытными кларнетистами относительно исполнительских возможностей инструмента.

Форма Рапсодии своеобразна. Пьеса невелика по продолжительности (звучит она всего девять минут), но в ней есть нечто общее с прелюдией «Послеполуденный отдых фавна». В ней часто сменяются и темпы, и эмоциональные состояния, но мелодия кажется более угловатой, чем в упоминавшейся оркестровой прелюдии.

Рапсодия открывается краткими «высказываниями» солирующей скрипки, к которой присоединяется группа скрипок, а также флейты. Вступает кларнет, его медленная задумчивая мелодия сопровождается глубокими тонами арфы. Темп ускоряется, но через трели кларнета происходит возвращение к первоначальному медленному темпу. В дальнейшем такие темповые колебания продолжаются. Партия солирующего кларнета очаровывает мягкими хроматизмами (Николай Яковлевич Мясковский усматривал здесь нечто общее с музыкальной характеристикой Шемаханской царицы из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок»).

Результатом своего труда Дебюсси остался доволен и назвал Рапсодию одной из самых красивых пьес, которые он когда-либо создал, но впоследствии не особенно ценил ее, именуя «приятной» – и не более того. Композитор был удивлен неуспехом этой пьесы в России в 1911 г.: «Не принимают ли они кларнет за инструмент революционной пропаганды?» – иронизировал композитор.

Возможно, Рапсодия – не настолько значительное творение Дебюсси, как «Послеполуденный отдых фавна», но ее чарующая красота не оставляет публику равнодушной. К тому же, она стала ценным вкладом композитора в музыкальную литературу для кларнета. В настоящее время Рапсодия исполняется в обоих вариантах – и с фортепиано, и с оркестром.


В 1909-1910 гг. была написана Рапсодия для кларнета с оркестром (сначала в 1909 году в виде версии для кларнета и фортепиано). Это сочинение (как и некоторые другие, например, маленькая пьеса для кларнета — 1910) было вызвано участием Дебюсси в жюри конкурсов духовых инструментов в Консерватории.

Рапсодию для кларнета с оркестром нельзя назвать выдающимся сочинением; музыке ее недостает красоты и определенности. В частности, эта пьеса как бы возобновляет, но более бледно, мечтательную натурфилософию «Послеполудня фавна». Моментами в ней сказываются и некоторые новые тенденции более острого, угловатого рисунка (так, например, еще Мясковский справедливо заметил близость одной из тем с ее нисходящими хроматизмами к фиоритурам Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова). Вместе с тем в музыке Рапсодии немало отдельных моментов проникновенно чарующей звуковой «магии» Дебюсси.

Сам композитор ценил эту пьесу невысоко, называя ее не без иронии одним из наиболее «приятных» своих сочинений. Так он писал Дюрану 8 декабря 1911 года, удивляясь тут же, что Рапсодия смутила русских («не принимают ли они кларнет за инструмент революционной пропаганды?»). Между тем, именно в это время Мясковский дал о Рапсодии весьма прохладный отзыв, отмечая привлекательность материала и неудачность сочинения в целом.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Дженкинс. Кантата Memoria Вокально-симфонические

Словарные статьи

Кларнет 12.01.2011 в 19:29
Рапсодия 12.01.2011 в 11:55

рекомендуем

смотрите также

Реклама