Совершенная система

Категории словаря

греч. sustnma teleion, букв. — полный состав

В теории древне-греческой музыки составная система звукоряда, объединяющая в себе ряд октавных ладов.

Осн. разновидность С. с. - "неподвижная", а также её вариант - "подвижная" (или "переменная" - metabolon; см. Древнегреческие лады). "Системами" у греков называлось гаммообразное, упорядоченное определ. образом объединение звуков. Аристоксен характеризовал "систему" как нечто, составленное из большего чем один числа интервалов ("Элементы гармоники", 38). Птолемей ("Гармоника", II, 4) связывал систему с "созвучным" объединением "симфоний", т. е. консонансов кварты, квинты или октавы, называя её "симфонией симфоний". В этом случае С. с. - объединение всех (шести) "симфоний", система в диапазоне двух октав. О С. с. впервые говорится у Евклида (4-3 вв. до н. э.) в последних разделах трактата "Разделение канона" (см. "Musici scriptores graeci", p. 163-66; однако подлинность именно этих разделов иногда оспаривается). У Клеонида (Псевдо-Евклида) и Гаудентия описывается также "меньшая С. с." (sustnma teleion elatton; см. "Musici scriptores graeci", p. 199- 201, 335), или малая С. с: "Совершенных систем две, одна меньшая, другая большая. Меньшая образована "соединением" (synapnn); она идет от просламбаномена (А) до неты соединенного (d1). В ней три следующих соединенных тетрахорда - нижний, средний и соединенный - и (один разделительный) тон между просламбаноменом (А) и гипатой нижнего (Н). Ограничена она созвучием октавы ("чрез все") и кварты ("чрез четыре")". Т. о., "меньшая С. с." составлена из трёх дорийских тетрахордов (вниз: тон - тон - полутон), сочленённых слитным способом (с совпадением смежных тонов):

"Меньшая С. с." греков родственна "обиходному ладу", типичному для др.-рус. церк. музыки (см. Обиходный звукоряд).

Литература: Иванов Г. A., 'Anonumoy Eisagogn armonikn (греч. текст с рус. пер. и объяснит. примечаниями), "Филологическое обозрение", 1894, вып. 7, кн. 1-2; Paul О., Boetius und die griechische Harmonik, Lpz., 1872; Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenenthums, Bd 1, hrsg. von R. Westphal, Lpz., 1883, Bd 2, hrsg. von F. Saran, Lpz., 1893; Musici scriptores graeci, hrsg. von С v. Jan, Lpz., 1895; During 1., Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios, "Gцteborgs Hцgskolas Дrsskrift", XXXVI, 1, Gцteborg, 1930, Nachdruck Hildesheim, 1962; Aristoxeni Elemente Harmonica, Roma, 1954; Sachs C., Die Musik der alten Welt in Ost und West, В., 1968; Najock D., Drei anonyme griechische Traktate ьber die Musik, "Gцttingener Musikwissenschaftliche Arbeiten", Bd 2, Gцttingen, 1972.

Ю. H. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Символизм Термины и понятия
Контрапункт Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Экоссез (экосез) Музыкальные жанры
Хабанера Музыкальные жанры
Квинтоль Теория музыки
Горн Музыкальные инструменты
Картина музыкальная Термины и понятия
Танеев Сергей Биографии
Бас Теория музыки
Тритоновый лад Термины и понятия
Фугато Термины и понятия

Реклама