Ноо, но

Ноо. Небесная дева — Канадзэ Мотомаса ('Хагоромо')

Ноо (также но) — один из видов классического японского театра.

Сложился в 14–15 вв. как театр военно-феодальной знати. Представляет собой муз.-танц. драму, исполняемую актёрами-мужчинами, которые говорят, поют и танцуют, не прибегая к мимике. Представление сопровождается оркестром (три барабана разных размеров и флейта) и мужским хором (8 певцов располагаются прямо на сцене). Гл. действующие лица выступают в масках. Костюмы и парики лишены бытовой конкретности, обувь на сцене не допускается, все персонажи выступают в белых матерчатых носках (таби).

Одно из осн. выразит. средств — танец (маи). Словом маи в театре Н. обозначается любое движение актёра на сцене. Сцена представляет собой небольшую квадратную площадку с крышей, слева от неё — помост (хасигакари — дорога цветов), ведущий за кулисы. Занавеса нет, действие всегда происходит на фоне задника, изображающего стилизованную зелёную сосну на золотом фоне.

Большинство драм Н. основано на историч. и религиозных преданиях, сказаниях и легендах. В них много символики и мистики. Вся пластика, принятая исполнителями ещё в период формирования театра Н., постепенно канонизировалась и приобрела отвлечённо-стилизованную форму: статич. фигуры, пластич. движения и танец, который по существу состоит из ряда поз. Эти позы (их немного) образуют сочетания, позволяющие выразить любое чувство или ситуацию, возникшую по ходу действия. Танцы Н. делятся на чисто символические (исполняются под инструментальную музыку) и несколько более реалистические (сопровождаются пением). Однако строгого разграничения между ними нет.

Символич. танцы могут исполняться в замедленном темпе (с грациозной пластикой) или быстро (с неожиданной сменой ритмов). Среди них — танцы богов и отшельников, воинов и духов; танцы фантастич. львов, скачущих цветов, фантастич. обезьян, опьяневших от вина; комич. танцы с барабанчиками — лёгкие, изящные и драматически напряжённые, как, напр., в пьесе «Додзедзи». Танец всегда соответствует настроению героя и характеризует его внутреннее состояние. Танц. части, входящие в сценки реалистич. характера, представляют собой стилизацию обычных движений.

Существуют установленные формы, в соответствии с которыми актёры театра Н. ходят, стоят, сидят и принимают позы с веером вне зависимости от того, в каком темпе идёт действие. Основное требование — сохранение строго вертикального положения корпуса. Движение ног — медленное, плавное скольжение, причём подошвы почти не отрываются от полированных досок пола сцены. На этой основе строятся разл. вариации движений, составляющие танц. технику Н. Исполнители, в совершенстве овладевшие этой техникой, не кажутся связанными ею, они движутся по сцене свободно, в соответствии с требованиями роли. Распространённым элементом танц. техники Н. также является постукивание подошвой о пол сцены (под сценой для громкости устанавливаются резонаторы), заимствованное из древних земледельч. обрядовых плясок, где оно обозначало усмирение злых подземных сил.

Традиции театра Н. предполагают максимальный сценич. эффект при минимуме движений. Сдержанность и простота — основа стилизованного жеста. Напр., если актёр изображает человека в глубоком горе, он просто медленно поднимает руку, словно прикрывая ладонью глаза. Чтобы изобразить радость — поднимает вверх закрытое маской лицо. Один шаг назад может означать негодование, удивление или радость в зависимости от обстоятельств. Большое значение придаётся полутонам. Иногда исполнитель лишь намечает движение, в остальном полагаясь на воображение зрителя.

Танц. миниатюры — симаи, сопровождаемые пением хора, часто исполняются между пьесами или отдельными частями пьесы, вне связи с сюжетом. В этих случаях танцовщик выступает без маски с открытым веером или палочкой в руке, одетый в тот же костюм, что хористы и музыканты (в кимоно с фамильными гербами и широкие шаровары — хакама).

По мере развития Н. образовалось пять школ: Кандзэ, Хосё, Кампару, Конго и Кита. Однако различия в творческом направлении этих школ не затрагивают основ танц. искусства Н. Только изощрённый зритель может различить особенности каждой из них.

Хореография Н. широко заимствуется др. видами традиционного япон. театра: кабуки, бунраку, симпа, синкокугэки.

Литература: Конрад Н.И., Театр «Но», в сб.: О театре, Л., 1926; Глускина А.Е., Об истоках театра «Но», в сб.: Театр и драматургия Японии, М., 1965; Танака Макото, Ногакуно кансё (Критика театра, Но), Токио, 1949; Toki Zemmaro, Japanese No play, Tokyo, 1954.

Л. Д. Гришелёва
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Японский классический танец

реклама

вам может быть интересно

Аполлон Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Доминанта Теория музыки
Рожок Национальные культуры
Чакона Музыкальные жанры
Полимодальность Теория музыки
Лауреат Термины и понятия
Тальянка Музыкальные инструменты
Прага музыкальная Национальные культуры
Монотематизм Теория музыки
Pizzicato, пиццикaто Термины и понятия
Партесное пение Церковная музыка

Реклама