Евгений Семенович Микеладзе

Микеладзе, Евгений

Дата рождения
1903
Дата смерти
1937
Профессия
Страна
СССР

Советский дирижёр, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1936). Всего несколько лет продолжалась самостоятельная творческая деятельность Евгения Микеладзе. Но талант его был так велик, а энергия так кипуча, что, и не достигнув вершины, он сумел оставить неизгладимый след в нашей музыкальной культуре. Прежде чем встать за пульт, Микеладзе прошел хорошую школу — сперва в Тбилиси, где играл в духовых и симфоническом оркестрах, а затем в Ленинградской консерватории, где его педагогами были Н. Малько и А. Гаук. В консерваторской оперной студии состоялся и дирижерский дебют музыканта — в «Царской невесте». Вскоре студенту Микеладзе выпадает честь дирижировать на вечере по случаю десятилетия Советской власти в Грузии, состоявшемся в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Сам артист назвал это событие своим «первым торжеством»...

Осенью 1930 года Микеладзе впервые встал за пульт Тбилисского оперного театра, проведя (наизусть!) открытую репетицию «Кармен». В следующем году он был назначен дирижером труппы, а два года спустя, после смерти И. Палиашвили, стал его преемником на посту художественного руководителя театра. Каждая новая работа дирижера превращалась в значительное событие, поднимала уровень театра. «Дон Паскуале», «Отелло», «Аида», «Самсон и Лалила», «Борис Годунов», «Фауст», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Тоска», «Трубадур», «Царская невеста», «Шота Руставели»... Таковы этапы деятельности артиста всего за шесть лет. Добавим, что в 1936 году под его управлением был поставлен первый грузинский балет «Мзечабуки» М. Баланчивадзе, а к декаде грузинского искусства в Москве (1837) Микеладзе осуществил блестящие постановки жемчужин национальной оперной классики — «Абесалома и Этери» и «Даиси».

Работа в опере принесла артисту широкую популярность не только среди слушателей, но и среди коллег. Всех он увлекал своим энтузиазмом, покорял талантом, эрудицией и личным обаянием, целеустремленностью. «У Микеладзе, — пишет его биограф и друг Г. Тактакишвили, — все было подчинено музыкальной идее произведения, музыкальной драматургии, музыкальному образу. Однако, работая над оперой, он никогда не замыкался только в музыке, а вникал и в сценическую сторону, в поведение актеров».

Лучшие черты дарования артиста проявлялись и во время его концертных выступлений. Микеладзе и здесь не терпел штампов, заражая всех окружающих духом поисков, духом творчества. Феноменальная память, позволявшая ему в считанные часы запоминать сложнейшие партитуры, простота и ясность жестов, способность охватить форму сочинения и раскрыть в нем огромный диапазон динамических контрастов и разнообразие красок — таковы были черты дирижера. «Свободный, предельно четкий взмах, пластичные движения, выразительность всей его стройной, подтянутой и гибкой фигуры приковывали внимание слушателей и помогали понять то, что он хотел передать»,— пишет Г. Тактакишвили. Все эти черты проявлялись в широком репертуаре, с которым дирижер выступал как в родном городе, так и в Москве, Ленинграде и других центрах страны. Среди его любимых композиторов — Вагнер, Брамс, Чайковский, Бетховен, Бородин, Прокофьев, Шостакович, Стравинский. Постоянно пропагандировал артист и творчество грузинских авторов — 3. Палиашвили, Д. Аракишвили, Г. Киладзе, Ш. Тактакишвили, И. Туския и других.

Влияние Микеладзе на все области музыкальной жизни Грузии было огромным. Он не только поднял оперный театр, но и создал по существу заново симфонический оркестр, мастерство которого вскоре получило высокую оценку виднейших дирижеров мира. Микеладзе вел дирижерский класс в Тбилисской консерватории, руководил студенческим оркестром, дирижировал спектаклями Хореографической студии. «Радость творчества и радость подготовки новых сил в искусстве» — так определял он свой жизненный девиз. И остался верен ему до конца.

Лит.: Г. М. Тактакишвили. Евгений Микеладзе. Тбилиси, 1963.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама