Латышская музыка
Древнейшие данные о латыш. нар. музыке относятся к 11–12 вв. (археологич. раскопки). В 1632 впервые была опубликована латыш. нар. мелодия с текстом (в кн. Frid. Menii, Syntagma de origine livonorum, Dorpati). Однако систематич. собирание и изучение латыш. нар. музыки началось лишь с 70-х гг. 19 в. и особенно в 20 в. латыш. нар. песенные жанры включают в себя широкий круг трудовых песен (пастушеские, пахарей, сенокосные, жатвенные, при работах над льном, толочные, молотильные, помольные, рыбацкие, посиделочные и др.), календарные обрядовые (зимние колядки, кекатас, будели, весенние роташанас с припевом «рота!», популярнейшие купальские лиго или «песни Яниса» с припевом «лиго!»), семейные обрядовые (крестинные, свадебные, похоронные), лирические и шуточные бытовые (детские, молодёжные, сиротские, солдатские и др.), хороводные, танцевальные.
Латышская пастушеская песня
Купальская песня (лиго-песня)
Старинная латыш. нар. песня коротка, её текст обычно представляет собой четырёхстишие. Метрич. структура текстов (дайн) — хорей и дактиль (в силу особенностей латыш. яз., где ударение на первом слоге). Мелодика нар. песен имеет в основном два стиля: речитативный в древнейших обрядовых и др. и «распевный» в лирических. Древние песни отличаются узким мелодич. диапазоном и бурдонным многоголосием. Встречается (особенно в вост. районах Латвии) двух- и трёхголосие. Для латыш. нар. песни типичны 2-, 3-, 4-, 5-, 7-дольная метрика, многообразные регулярные или свободные смешанные размеры. Мелодика песен построена на эолийском, миксолидийском, фригийском, дорийском, мажорном, переменных ладах. Среди нар. муз. инструментов: кокле (струнный щипковый); скрипка, дига (смычковые); духовые — пастушеская стабуле (свирель), пастушеские трубы из берестовой или ольховой коры, ажурагс (козлиный рог), дудас или сому дудас (волынка), тридекснис (бренчащий ударный) и др. Популярны нар. танцы: яндалс, судмалиняс, руцавиетис, дижданцис, ачкупс, мугурданцис, круста данцис и др.
Начиная с 13 в., после вторжения нем. крестоносцев, в Латвии развивается католическая, а с периода Реформации (16 в.) — протестантская церк. музыка, не оказавшие, однако, большого влияния на дальнейшее развитие латыш. муз. культуры. С 14 в. в Риге существовал цех городских музыкантов, куда допускались лишь нем. музыканты. В 1587 вышло первое печатное издание нот с текстами на латыш. яз. — «Ненемецкие псалмы и духовные песнопения» («Undeudsche Psalmen und geistliche Lieder oder Gesaenge»). В период феодализма проф. музыка сосредоточивалась гл. обр. в среде нем. знати и бюргерства в городах и дворянских поместьях. В 17 — нач. 18 вв. в столице Курляндского герцогства Елгаве существовал придв. оркестр, эпизодически устраивались оперные и балетные спектакли, популярность получила военная и церк. музыка. Здесь служили капельмейстерами придв. капеллы нем. скрипач и комп. И. Фишер (1690–96), скрипач и комп. Ф. А. Фейхтнер (1766–90), один из основоположников нем. зингшпиля комп. И. А. Хиллер (1782–85). В 18 в. развивается муз. жизнь в Риге, особенно органное иск-во, выдающимся представителем к-рого был И. Мютель, ученик И. С. Баха, органист церкви Петера в Риге (1767–88). В церквах Латвии на протяжении 17–19 вв. было построено много органов. С кон. 17 в. в Риге существовало любительское об-во Collegium musicum, с 1760 — Рижское муз. об-во, устраивавшее абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт постоянный нем. т-р, дававший оперные и драм. спектакли. В этом т-ре работали в качестве дирижёров Р. Вагнер (1837–39), Г. Дорн (1832–34, 1839–43), Б. Вальтер (1898–1900), Ф. Буш (1909–11) и др. С кон. 18 в. в Риге постоянно происходили гастроли выдающихся исполнителей.
Рост латыш. проф. музыки начался с сер. 19 в. Установились тесные связи с рус. муз. культурой, под влиянием младолатышского движения стали организовываться латыш. певческие об-ва, закладывались основы широкого развития хоровой культуры. С 1873 регулярно проводятся общелатышские певч. праздники (1-5-й; 1873, 1880, 1888, 1895, 1910). В связи с этим одним из ведущих жанров латыш. проф. музыки стала хор. песня, особенно получившая развитие во 2-й пол. 19 в. (Я. Цимзе, К. Бауманис, Э. Вигнер и др.). Большую роль в развитии проф. латыш. музыки сыграли консерватории Петербурга и Москвы, где обучались многие латыш. композиторы и исполнители. А. Юрьян явился основоположником латыш. кантаты и симф. музыки, а также латыш. муз. фольклористики. Значит. вклад во все области латыш. музыки (хоровая и сольная песня, кантата, симф., камерно-инстр. музыка, обработки нар. песен и др.) внёс Я. Витол. Мн. композиторы были его учениками в Петербурге и Риге. На рубеже 19–20 вв. была создана школа органистов-исполнителей, виднейшие представители к-рой — О. Шепскис, А. Оре, Л. Бетинь, А. Юрьян, Я. Сермукслис, П. Иозуус, Алфред Калнинь и др.
Новые веяния внесло в латыш. музыку рсволюц. движение 1905–07. Наряду с песнями междунар. пролетариата распространение получили также латыш. революц. песни. К первым годам 20 в. относится начало деятельности композиторов Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, Я. Залитиса, А. Абеле, Язепа и Яниса Мединей и др. создателей хоровой и сольной песни (в частности, насл. Я. Райниса), симф. и камерно-инстр. произв., нац. оперы. К этому же времени относится зарождение проф. латыш. муз. критики в публицистич. выступлениях А. Юрьяна, Я. Витола, Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, Н. Алунана, Я. Залитиса и др.
Начиная с 80-х гг. 19 в. на сценах латыш. драм. т-ров в Риге появились зингшпили, оперетты и оперы на латыш. яз. В драм. т-рах сформировалась и первая плеяда латыш. оперных артистов, среди к-рых Р. Берзинь, А. Кактинь, М. Брехмане-Штенгеле и др. С 80-х гг. в Риге проводились постоянные длительные гастроли рус. оперных трупп. В 1913 была основана Латышская опера (в 1915, в условиях войны, временно не работавшая).
После Окт. революции 1917 и установления Сов. власти в Латвии (1917–19) формируются симф. оркестры латыш. стрелковых частей, дававшие концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах (дирижёры Т. Рейтер, Я. Рейнхолд); начала работать на новых основах Латышская опера, преобразованная в гос. т-р «Опера Советской Латвии» (1919). Оркестр т-ра в течение 1919 постоянно выступал с симф. концертами. Создаются первые латыш. классич. оперы — дилогия «Огонь и ночь» Яниса Мединя (по драме Я. Райниса, 1913–19), «Банюта» Алфреда Калниня (1918–19). В 1917 появляется кантата «Судный день» Алфреда Калниня, навеянная революц. событиями.
В 20-30-х гг. в бурж. Латвии развитие латыш. муз. культуры проходило в условиях острой классовой борьбы. Вместе с тем в творчестве крупных латыш. композиторов Я. Витола, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, А. Абеле, Я. Залитиса, Яниса и Язепа Мединей продолжали развиваться реалистич. и демократич. традиции латыш. музыки. В 1923 было создано Объединение латышских композиторов (Latvijas skanrazu кора). Большое значение в развитии муз. профессионализма имела Латв. консерватория (осн. 1919), к-рую возглавил Я. Витол. В 20-30-е гг. начинается творч. деятельность Б. Граубиня, П. Лиците, Л. Гаруты, Я. Калниня, В. Дарзиня, Я. Кепитиса, А. Жилинского, П. Барисона, М. Зариня, Я. Иванова, А. Скулте и др. композиторов школы Я. Витола. Продолжается традиция певч. праздников (6-9-й; 1926, 1931, 1933, 1938), стимулировавшая дальнейшее развитие хор. песни. В жанре хор. обработок латыш. нар. песен сформировался самобытный стиль Э. Мелнгайлиса, продолжателями к-рого стали Б. Граубинь, Алфред Калнинь и др. Интенсивно развивалась сольная песня в творчестве Алфреда Калниня, Яниса Мединя и др. На оперное творчество Яниса Мединя («Боги и люди», 1922; «Спридитис», 1927), Язепа Мединя («Вайделоте», 1927), Я. Калниня («Чудесная птица Лолиты», 1934; «Гамлет», 1936; «В огне», 1937) оказала сильное влияние передовая латыш. и мировая драматургия. В 30-е гг. был создан нац. балет. Среди первых произв. этого жанра — «Победа любви» Яниса Мединя (1935), одноактные «Соловей и роза» и «Осень» Я. Калниня (1938) и др. Жанры симф. музыки получили развитие в творчестве Я. Витола, Яниса Мединя, Язепа Мединя (2-я симфония, 1937), А. Абеле, Я. Калниня, В. Дарзиня, П. Барисона, Я. Иванова, А. Скулте и др. Центр. место в муз. жизни Риги занял т-р Латвийская национальная опера, в к-ром работали крупнейшие исполнители страны и иностр. артисты. В 1926 был основан симф. оркестр Рижского радио.
Качественно новый этап развития латыш. муз. культуры начался в 1940, с восстановлением Сов. власти в Латвии. На новых началах была организована муз. жизнь, в 1941 сформирована Латв. филармония. Устанавливаются муз. связи с другими сов. республиками. Значительнейшими произв. латыш. сов. музыки явились балет «Стабурадзе» Алфреда Калниня (пост. 1943) и 4-я симфония — «Атлантида» Иванова (1941). Проведена подготовка к Декаде латыш. лит-ры и иск-ва в Москве.
Годы нем.-фашистского вторжения и оккупации нанесли тяжкий урон муз. жизни Латвии. Были разрушены конц. залы, некоторые латыш. музыканты были угнаны оккупантами в Германию или погибли. В Иванове был создан Гос. художеств. ансамбль Латв. ССР (1942), в к-ром объединились выдающиеся латыш. певцы — Р. Берзинь, Э. Пакуль, В. Крампе, А. Дашков, пианист Г. Браун и др. Хор ансамбля, руководимый комп. Я. Озолинем, в дальнейшем был реорганизован в Гос. хор Латв. ССР (с 1956 — академический). В 1943 на смотре латыш., сов. музыки в Москве была поставлена одноактная латыш. опера на сов. тематику «Рута» Грюнфельда. Создаются массовые песни (Я. Озолинь, А. Лепин и др.).
После окончания Великой Отечеств. войны 1941–45 подлинно общенародными становятся певч. праздники (1948, 1950, 1955, 1960, 1965, 1970, 1973; с 1960 — Праздники песни и танца). С 1960 проводятся также Праздники песни и танца школьной молодёжи. Нар. хор. культура достигает высокого уровня. В 1960 установлено почётное звание «народный» для лучших хоров художеств. самодеятельности. Это звание получили женский хор «Дзинтарс», мужские хоры — «Дзиедонис», «Тевземе», смешанные хоры — Хор дома культуры профсоюзов в Риге, студенч. хор «Juventus», «Дайле», «Ave sol» и др., самодеят. танц. коллективы и духовые оркестры. Создаются новые проф. муз. организации и коллективы, в Риге и в др. центрах открываются новые конц. залы (среди них — Домский в Риге, летний конц. зал в Дзинтари).
Многообразно развивается композиторское творчество. Алфред Калнинь пишет сюиту «10 латышских народных песен», 1950; увертюру, 1949, и др. симф. произв.; хоры на тексты сов. поэтов, обработки нар. мелодий Руцавы, Вариации для органа на тему Я. Витала, 1949, и др.; Язеп Мединь — хоры и сольные песни, оперу «Земдеги» (закончена М. Заринем, 1960) и др. Э. Мелнгайлис выпускает «Материалы латыш. муз. фольклора» (т. 1–3, 1951–53). Создаются мн. произв. Екаба Мединя (инстр. концерты, хоры, камерные произв.), П. Лиците, Е. Граубиня. Ведущим жанром в 50-60-е гг. становится симф. музыка. Её крупнейший представитель — Я. Иванов. В своих симфониях (5-15-я, в т. ч. программные — 6-я «Латгальская», 1949; 13-я Symphonia Humana, 1969, посв. В. И. Ленину), симф. поэмах и концертах композитор обращается к большим темам современности. В творчестве др. крупнейшего латыш. симфониста — А. Скулте (5 симфоний-1954, 1959, 1963, 1965,1975; «Хореографическая поэма», 1957; 2 сюиты-1947 и 1949) характерно тяготение к красочной орк. звукописи. Его монументальная 2-я симфония с хором «Ave sol!» (1959) — одно из значит. претворений образов поэзии Я. Райниса в латыш. музыке. В симф. жанрах работают также Я. Кепитис (латыш. нар. танцы, концерт для виолончели с оркестром), Екаб Мединь (инстр. концерты с оркестром, в т. ч. концерт для органа, 1954), Л. Гарута (концерт для фп. с оркестром, 1951). Традиции симфонизма Я. Иванова и А. Скулте получили продолжение в творчестве В. Каминского («Рассказ о нашем современнике», 1960), А. Гринупа (8 симфоний), Г. Рамана (4 симфонии, симф. поэма «Памятник», 1959), P. Ope, Алдониса Калниня, Р. Калсона (3 симфонии, симф. поэма «Перед уходом», 1968), Р. Ермака и др.
50-60-е гг. в латыш. симфонизме отмечены активными творч. поисками новых образов и средств выражения (симфонии Я. Иванова, Р. Гринблата, Р. Калсона, А. Гринупа, позже — Иманта Калниня и др.). Восстановление органа Домского конц. зала в кон. 60-х гг. породило большой интерес к этому инструменту. Произв. для органа с камерным оркестром и разл. инструментами создали М. Заринь, Р. Ермак и др. Многообразно развивается камерная инстр. музыка. Струнные квартеты написали Я. Иванов, Э. Мелнгайлис, Екаб Мединь, Я. Лицитис, П. Дамбис, О. Барсков, Алдонис Калнинь и др.; фп. квинтеты — Е. Граубинь, П. Лиците, Р. Гринблат; фп. трио — Я. Кепитис, Л. Гарута; ансамбли для разл. инструментов — Р. Калсон, О. Гравитис, Р. Ермак, Я. Кепитис, Я. Липшан и др., в т. ч. для духовых инструментов — Э. Голдштейн, О. Барсков, Г. Раман и др. Создано много произв. для фп. (Я. Иванов, В. Уткин, А. Жилинский, П. Дамбис, А. Скулте, Л. Гарута, Р. Ермак и др.). Традиции хор. культуры определили плодотворное развитие различных вок., в т. ч. вок.-инстр. жанров. К хор. музыке обращались почти все композиторы старшего поколения — Э. Мелнгайлис, Алфред Калнинь, Язеп Мединь, Екаб Мединь, Я. Озолинь, Е. Граубинь, П. Лиците, П. Барисон и др. Она обогатилась новыми достижениями в творчестве М. Зариня. Крупными мастерами хор. песни стали Алдонис Калнинь, В. Каминский, П. Дамбис. Ряд хор. песен создали Я. Иванов, А. Скулте, Л. Гарута, А. Жилинский, Э. Голдштейн и др. Значит. развитие в 50- 60-х гг. получила оратория, отражающая актуальные темы современности. Выдающийся вклад в этот жанр внёс М. Заринь («Валмиерские герои», 1950; «Борьба с Чёртовым болотом», 1951; «Махагони», 1964). Оратории создали В. Каминский («О тех, кто на пути», 1962), Л. Гарута («Живое пламя», 1966), Имант Калнинь («Октябрьская оратория», 1967), Я. Лицитис («Вы возвращаетесь», 1967), П. Дамбис («Голубая планета», 1967; Концерт-реквием, 1967), Алдонис Калнинь («Песни воинов», 1974). Многие композиторы работают в жанре кантаты (А. Скулте, Н. Грюнфельд, Л. Гарута, Екаб Мединь, О. Гравитис, А. Жилинский, Я. Лицитис и др.), создают разл. вок.-симф. произв. (цикл «Незнайка в Солнечном городе» Зариня; «Герои живут» Каминского, 1964; «Земля героев» Алдониса Калниня, 1961; «Два обелиска» Иманта Калниня и др.). Написано много сольных песенных циклов («Серебристый свет», «Партита в стиле барокко», «Carmina antica» Зариня; «Военная кружка» Лиците, «Золотой обруч», «Ветер поёт в ивах озера» Жилинского, «Лунная девушка» Гравитиса, «Солнцеворот сердца» Алдониса Калниня, «Женские песни» Дамбиса и др.). В области лирич. сольной песни вклад внесли А. Жилинский, Я. Кепитис, Я. Озолинь. Р. Калсон (на тексты заруб. поэтов и др.), П. Плакидис.
Значит. произв. появляются в оперном жанре. Многие из них были написаны на совр. бытовые либо историч. сюжеты. Ряд из них воплотил образы латыш. сов. и классич. лит-ры. Оперы создали М. Заринь («К новому берегу», пост. 1955; комич. опера «Зелёная мельница», пост. 1958; «Beggar’s story», пост. 1965; «Чудо святого Мавриция», 1964, пост. 1974), Ф. Томсоне («Вей, ветерок», пост. 1960), А. Жилинский («Золотой конь», пост. 1965), О. Гравитис («Аудрини», пост. 1965; «Сквозь метели», пост. 1967), А. Скулте («Принцесса Гундега», пост. 1971) и др. Интенсивно развивается балет, становятся более разнообразными сюжеты: легендарно-исторические («Лайма» Лепина, пост. 1947; «Сакта свободы» Скулте, пост. 1950, 2-я ред. пост. 1955), романтические («Роза Турайды» Кепитиса, пост. 1966), сказочные («Спридитис» Жилинского, пост. 1968), антиколониальной борьбы («Ригонда» Гринблата, пост. 1959; «Золото инков» Барскова, пост. 1969), дружбы латыш. и кубин. народов («Гроза весной» Скулте, пост. 1967). Ряд одноактных балетов создали P. Ope, О. Барсков и др. В 1945 в Риге был открыт т-р оперетты, на сцене к-рого ставятся произв. А. Жилинского («В краю голубых озёр», 1954; «Парни с янтарного берега», 1964, и др.), H. Золотоноса («Когда Адам в отпуске», 1958), Э. Игенберги («Аннеле», 1963), Г. Орделовского (мюзикл «Купальщица Сюзанна», 1968), Г. Рамана («Хлеб-соль на Картофельной улице», 1969) и др. В 60-х гг. большую популярность получила латыш. эстр. музыка Р. Паула, P. Ope, Г. Рамана, Иманта Калниня и др.
Среди представителей латыш. муз.-исполнит. культуры: дирижёры — нар. арт. Латв. ССР Л. Вигнер, Э. Тонс, нар. арт. РСФСР А. Янсонс, засл. деят. иск-в Латв. ССР Р. Глазуп, Я. Линдберг, Я. Хунхен; Л. Рейтер, Ц. Крикис, Т. Лифшиц; хор. дирижёры — нар. арт. Латв. ССР Р. Ванаг, Т. Калнинь, Екаб Мединь, Я. Озолинь, Д. Гайлис, И. Кокар, засл. деят. иск-в Латв. ССР В. Викманис, Я. Думинь, П. Квелде, Г. Кокар, X. Меднис, Э. Рачевский, И. Цепитис; певицы — нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, нар. арт. Латв. ССР Э. Пакуль, Л. Андерсоне-Силаре, В. Крампе, А. Лудинь, Р. Фринберг, засл. арт. Латв. ССР Л. Дайне, В. Давидоне, Р. Зелмане, И. Тикнусе; Э. Звиргздинь, A. Пиле; певцы — нар. арт. СССР А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР А. Вилюманис, П. Гравелис, А. Дашков. К. Заринь, М. Фишер, засл. арт. Латв. ССР Г. Антипов, А. Васильев, Я. Забер; пианисты — засл. арт. Латв. ССР Г. Браун, В. Зост, И. Граубинь, В. Цируле; К. Блументаль, В. Янцис, Н. Федоровский; скрипачи — В. Заринь, Г. Кремер, Я. Шволковский; виолончелисты — нар. арт. Латв. ССР Э. Берзинский, Э. Бертовский, засл. арт. Латв. ССР М. Виллеруш; Е. Тестелец; валторнист засл. арт. Латв. ССР А. Клишан; органисты — нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзинь, засл. арт. Латв. ССР П. Сиполниек; Е. Синицина, О. Цинтынь, В. Висмане и др. Среди музыковедов — засл. деят. культуры Латв. ССР Я. Витолинь, засл. деят. иск-в Латв. ССР О. Гравитис, Л. Красинская, Н. Грюнфельд; М. Гольдин, В. Берзинь, В. Бриеде-Булавинова, А. Вернер, Л. Карклинь, А. Клотинь, B. Крастинь, Т. Курышева, В. Мушке, С. Стумбре и др.
В Латв. ССР работают: 2 муз. т-ра — Т-р оперы и балета Латв. ССР (1919), Рижский т-р оперетты (с латыш. и рус. труппами, 1945), филармония (1941), Академич. хор филармонии (1942, с 1965 засл. коллектив Латв. ССР), Хор радио и телевидения им. Т. Калниня (1940), Симф. оркестр радио и телевидения (с 1965 засл. коллектив Латв. ССР), Камерный оркестр филармонии (1967), Рижский эстр. оркестр (1957), ансамбль танца «Дайле» (1968), струн. квартет филармонии, фп. трио Латв. консерватории, вок.-эстр. ансамбль «Рига», эстр. ансамбль Радио (1966) и др.; Латв. консерватория им. Я. Витола, 8 муз. уч-щ (в Риге — 2, Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Цесисе, Резекне), 42 детские муз. школы. Музыковедч. работа ведётся на кафедрах музыковедения Латв. консерватории, в Секторе теории и истории иск-ва (с 1968) и Секторе фольклора Ин-та языка и лит-ры им. Андрея Упита АН Латв. ССР (осн. в 1945). Здесь сконцентрированы все архивные фонды латыш. фольклора (сектор является преемником Хранилища латыш. фольклора, осн. в 1924). Секцией муз. критики CK Латв. ССР издаются сб. статей «Латышская музыка» (1-й-1958, 11-й-1974).
Литература: Витолинь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1954, 1957 (Муз. культура союзных республик); Очерки музыкальной культуры Советской Латвии, Л., 1965, 1971; Витолинь Я., Латышская народная песня, М., 1969; Jurjans A., Latvijsu tautas muzikas materiali, t. 1–6, Riga, 1894–1926; Melngailis E., Latviesu dancis, Riga, 1949; его же, Latviesu muzikas folkloras materiali, t. 1–3, Riga, 1951–53; Medins К., Latviesu dziesmu svetki, Riga, 1955; Vitоlins J., Latviesu tautas muzika (публ. нар. песен), (t. 1–4), Riga, 1958–73 (Darba dziesmas, Riga, 1958; Kazu dziesmas, Riga, 1968; Bernu dziesmu cikls. Beru dziesmas, Riga, 1971; Gadskartu ierazu dziesmas, Riga, 1973); его же, Tautas dziesma latviesu muzika, Riga, 1970; Padomju Latvijas muzikas darbinieki, sastadijis O. Gravitis, Riga, 1965; Gоldins M., Latviesu tautas deju melodijas, Riga, 1967; его же, Latviesu un cittautu muzikas sakari, Riga, 1972; Vitolins J., Krasinska L., Latviesu muzikas vesture I, Riga, 1972; Кarklins L., Simfoniskie darbi latviesu muzika, Riga, 1973; Viduleja L., Latviesu padomju opera. (1940–1970), Riga, 1973.
Я. Я. Витолинь
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.