Сарабанда (испан. zarabanda) — старинный танец, известный с 16 в. Этимология названия не установлена; вероятно, сарабанда происходит от одного из видов андалусского танца урожая. Литературная форма традиционных танцевально-песенных текстов, известных под названием сарабанда, близка заджал — строфической форме с рефреном (Refrainform) арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с 11 в. Ранние испанские документы свидетельствуют также о связи сарабанды с латино-американским (в частности, мексиканским) танцевальным фольклором.
Ранние формы С., очевидно, различались по образному строю, характеру; так, напр., в классич. испан. лит-ре (М. де Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Ортиц, Э. Наварро) она определяется как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет, а в «Ramo de la Inquisition» содержится указание, что С., созданная П. де Фреджо в 1569, пелась во время погребальной церемонии (за это её автор был привлечён инквизицией к ответственности); в 1583 пение С. в Испании было запрещено.
В источниках С. нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей. Первый печатный образец С. содержится в «Nuova inventione d’intavolatura» Дж. Монтесардо (Флоренция, 1606). В 1612 М. Преториус опубл. большое число С. в сб. инстр. пьес «Терпсихора».
Сарабанда из сборника «Терпсихора».
В 1618 в Испании С. стала, несмотря на запрет, придв. танцем и приобрела торжеств., величеств. характер; позднее её танцевали при дворах др. европ. королей (с 1625 — во Франции). Изменение её характера особенно заметно на примере франц. С. (зaravanda francesa, в отличие от зaravanda espaсola), к-рая первоначально была подвижным танцем, а в дальнейшем (с сер. 17 в.) танцевалась подобно придворному менуэту.
Постепенное распространение С. как инстр. пьесы (клавирной, ансамблевой), а также как номера в опере и балете способствовало кристаллизации её жанровых признаков, однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (напр., в творчестве А. Вивальди). В Англии С. появилась в начале 17 в., причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца; в нем. источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной С. относится к более раннему времени.
С сер. 17 в. С. становится постоянной частью инстр. танц. сюиты, в к-рой она занимает место перед заключит, жигой. Важнейшие признаки жанра — медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (¾ или 3/2) и акцент на второй доле такта. Наивысшими достижениями в этом жанре являются С. из инстр. сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха:
И. С. Бах. Французская сюита E-dur. Сарабанда.
В 20 в. образцы С. встречаются в инстр. произв. ряда композиторов, в творчестве к-рых заметны неоклассич. тенденции (сюита «Pour le piano», 1901, «Образы», 1905, Дебюсси; балет «Агон» Стравинского, 1957).
И. Ф. Стравинский. «Агон», Saraband-step.
Литература: Sachs С., World history of the dance, N. Y., 1937, p. 367–71; Stevenson R., The sarabande, a dance of american descent, «Inter-American music bulletin», 1962, No 30, p. 1 — 13; его же, The mexican origins of the sarabanda, там же, 1963, No 33.
Т. Л. Ляхова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.