франц. troubadour, от провансальского trobador, от trobar — находить, изобретать, слагать стихи; восходит через позднелат. tropo — создаю тропы, воспеваю к греч. tropos — троп, образ
Поэт-певец Южной Франции в конце 11 — начале 14 веков. Иск-во Т. получило распространение в Провансе и др. провинциях Др. Окситании (в т. ч. Лангедоке, Оверни). Поэтич. творчество Т. - первый опыт европ. лирич. поэзии на нар. языке ок (langue d'oc); на его формировании сказалось влияние нац. фольклора, латинской (особенно духовной) и испано-араб. поэзии. Светская по происхождению и содержанию, лирика Т. порождена куртуазными (придв.) идеалами феодальной аристократии и культивировалась гл. обр. в феодальных замках. Т. принадлежали в основном к высшей знати, однако в их числе были и представители менее имущих слоёв населения. Среди наиболее видных Т. (ныне известны имена 460): Гильом IX герцог Аквитанский, барон Бертран де Борн, Рембаут III Оранский, Джауфре Рюдель князь Блайи, Гираут де Борнейль, Серкальмон (букв.- странствующий по свету), Маркабрю, Фуше Марсельский, Арнаут Даниель, Рембаут де Вакейрас, Бернар, Пейре и Мария де Вентадур, графиня Диа, Арнаут де Марейль, Гираут Рикьер, Ги, Пейре, Эбль и Эль д'Юсель, монах из Монтодона, Пейре Альвернский.
Центр. место в творчестве Т. занимала любовная лирика, встречались также темы феодальных междоусобиц и крестовых походов, в к-рых многие Т. принимали участие, антипапские мотивы. Т. были первыми представителями светского иск-ва, владевшими муз. грамотой (сохранились 264 песни с нотной записью). В основе своей творчество Т. было иск-вом устной традиции и предназначалось для пения; как писал Фуше Марсельский, "строфа без музыки - всё, равно, что мельница без воды". Т. сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглёру. Для аккомпанемента служили виела (см. Виола), арфа, цистра и др. инструменты. Песни в исполнении менестрелей либо бродячих жонглёров звучали также на городских площадях, что способствовало распространению иск-ва Т. Мелодии песен по характеру близки народным, ритмика мелодий подчинялась ритмике текста и в нотных записях не обозначена. По точным и строгим правилам слагались стихи. Богатейшая лирика Т. укладывалась в рамки немногих поэтич. форм, каждая из к-рых, как правило, соответствовала определённому жанру. Среди осн. жанров и форм лирики Т.-серена - вечерняя песня, альба - утренняя песня, пасторела (или пастурель), тенсона (или тенсо; песня-пререкание, диалог - спор, диспут), рондо, баллада и эстампида - танц. песни, плэн - печальная песня, плач, сирвента - строфич. сатирич., политич. песня, кобла - любовная песня, состоящая из одной строфы, канцона. Большое значение придавалось поэтич. мастерству, красоте, изяществу и чистоте языка, виртуозной отделке формы. Увлечение аллегориями, намёками, иносказаниями, свойственными ср.-век. иск-ву, порой приводило к тому, что содержание стихов могло быть понято и оценено лишь узким кругом слушателей. Однако были и противники подобной герметизации иск-ва, что нашло отражение в споре сторонников двух стилей (манер) -"trobar clus, oseur" (замкнутого, тёмного) и "trobar leu, pla, clar" (лёгкого, ясного).
После закончившихся победой северян альбигойских войн (1209-29), когда в Провансе была учреждена инквизиция, иск-во Т., как и провансальская культура в целом, стало утрачивать своё значение. Чтобы оживить поэзию Т., в Тулузе в 1323 была создана лит. академия "Консистория весёлой науки" ("Consistori de la gaya sciena") и учреждены т. н. Цветочные игры ("Jeux floraux") - состязания Т., где в качестве премии присуждались цветы из золота и серебра. Состязания просуществовали до кон. 15 в., но возродить иск-во Т. не смогли.
Лирика Т. оказала влияние на развитие франц. (труверы), нем. (миннезингеры), испан., португ., англ., итал. поэзии, на теорию и практику "народного красноречия" Данте и творчество Петрарки, на всю последующую историю европ. лит-ры.
Интерес к Т. пробудился вновь в нач. 19 в. Поэзия Т. оказала заметное влияние на творчество Л. Уланда, Г. Гейне, Э. Ростана, англ. прерафаэлитов, А. А. Блока. Возникло даже особое направление в поэзии "genre troubadour" ("трубадурский стиль").
Публикации: Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историч. хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М933; Пурашев Б. И., Шор Р. О., Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, М., 1953, с. 121-44; Песни трубадуров, (пер. со старопрованс. А. Наймана), М., 1979; Mahn C. A. F., Die Werke der Troubadours in provenzalischer Sprache, Bd 1-5, В., 1846-86; Appel С., Provenzalische Chrestomathie..., Lpz., 1895, 1930; Gennrich F., Der musikalische NachlaЯ der Troubadours, Bd 1-3, Darmstadt-Fr./M., 1958-65.
Литература: Деларю Ф., Очерк истории провансальской поэзии любви, СПБ, 1879; Иванов К. A., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ, 1901, П., 1915; его же, Избранные статьи. Французская литература, М.-Л., 1965; Шишнарев В., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, СПБ - Париж, 1911; Смирнов A. A., Рыцарская литература (XII-XIII вв.), в кн.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 80-93; Фридман Р. A., Любовная лирика трубадуров и ее истолкование, Ученые записки Рязанского гос. педагогического института, т. 34, 1965; Мейлах M. Б., Язык трубадуров, М., 1975 (библиография публикаций и исследований); Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889 (рус. пер. - Тьерсо Ж., История народной песни во Франции, М., 1975); Aubry P., La rythmique musicale des troubadours et des trouvиres, P., 1907; его же, Trouveres et troubadours, P., 1909 (рус. пер. - Обри П., Трубадуры и труверы, М., 1932); Prunieres H., Nouvelle histoire de la musique, pt 1, P., 1934 (рус. пер.- Прюньeр A., Новая история музыки, т. 1, М., 1937. См. также лит. при статьях Трувер, Жонглёр, Пастурель и др.
А. Т. Тевосян