Филиппинский традиционный танец

Танец 'Сингкил'. Хореографический ансамбль 'Баянихан'

Филиппинский традиционный танец

Традиционная танцевальная культура многочисленных народов и народностей, населяющих Филиппинский архипелаг, вобрала в себя элементы нар. танцев далёкого прошлого. В наибольшей чистоте она сохранилась у группы мусульм. народностей южных островов (т. н. моро); на севере танец подвергся воздействию малайской (индонез.), инд. и океанич. культур, с 16 в. постоянно испытывала исп., а с нач. 20 в. американское влияния. Бытуют др.-филиппинские воинственные, трудовые, обрядовые (свадебные, величальные, прощальные и др.) танцы.

Широко распространены: тиниклинг — танец с двумя бамбуковыми шестами, которыми танцовщики, держа их в руках, отбивают ритм (ритмич. рисунок имитирует повадки птицы тиниклинг); маглалатик — мужской танец со скорлупой кокосового ореха; бинасуан — танец со стаканом на голове; субли — любовный танец с бамбуковыми кастаньетами; сакутинг — шуточное фехтование деревянными палочками; сингкил — танец народностей моро, напоминающий тиниклинг; итик-итик — имитирующий утиный шаг; танцы с опахалом и др.

Особенно богато танцевальное наследие народностей ифугао, игоротов, илонготов, тингианов. На нац. почве трансформировались исп. нар. танцы сарабанда, хота, кубино-мекс. хабанера, фанданго, франко-исп. ригодон. Танцы исполняются под аккомпанемент кулинтангана (ксилофонич. набора гонгов наподобие индонез. гамелана), нац. оркестра струнных щипковых инструментов и ударных.

В кон. 19 — нач. 20 вв. на Филиппинах появились первые полупроф. и проф. исполнители традиц. танца, иногда объединявшиеся в танц. коллективы. В университетах и колледжах Манилы возникали небольшие хореографич. труппы. В 1941 состоялся первый нац. концерт, в котором с успехом выступала Л. Ороса. В 1946 танц. труппа Филиппинского жен. университета участвовала в фестивале нар. танцев в Дакке (ныне Бангладеш). В 1956 она была реорганизована в хореографич. ансамбль «Баянихан» (Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958; гастролировал в СССР, 1968). В 1958 создан танц. фольклорный ансамбль манильского Дальневосточного университета «Филиппинескас» (рук. Ороса; «Гран при» на 4-м фестивале нар. танца в Испании).

В репертуаре ансамбля были танц. пьесы «Любовь Леонор Ривера», «Пробуждение», «Не прикасайся ко мне» (все пост. в 1959, балетм. Ороса). Ансамбль гастролировал в СССР (1970). Среди исполнителей: Н. Онтиверос, Дж. Перес, О. Гаэрлан. В 1970 осн. фольклорный ансамбль «Лараван» (рук. Р. Обусан), представляющий танц. искусство т. н. малых народностей архипелага. В 1963 в Маниле открылась студия классич. европ. балета. В 1970 состоялся первый концерт воспитанников этой студии.

Наряду с фольклорными ансамблями стали возникать труппы, ставящие спектакли на основе танца модерн и классического танца. Известностью пользуется Танц. концертная труппа в Маниле (рук. Э. В. Крус и В. Дамиан); после 1-го Нац. фестиваля балета (1976) создана труппа — Балетная федерация под руководством танцовщика и балетм. Э. Элехара (пост. «Ромео и Джульетта» на муз. Шостаковича, «Капинанган» Касилаг и др.). Наиболее интересна Балетная труппа культурного центра Филиппин в Маниле, основанная в 1969 А. Рейес и Э. Элехаром. В её репертуаре сцены из балетов классич. наследия («Щелкунчик», 1976, балетм. А. Родригес), постановки хореографов танца модерн (П. Конер, Н. Уокера и др.), а также спектакли на филиппинские сюжеты, в которых использованы нац. музыка и танцы. Многие из них создала балетм. Рейес (с 1978 руководитель и ведущая танцовщица). Среди её работ: «Итим-Асу» Буэнавентуры, «Амада» и «Султан Анг» Касилаг, «Сюита Бунгкос» на муз. нац. песен и др. В труппе работают танцовщицы Э. Вида, Дж. Мариано, Э. Римпос; танцовщики Н. Фройлан, Дж. Карингал, Э. Малагкит. Труппа гастролировала в СССР (1978). Танцевальные коллективы имеются в др. городах страны. Старейшим из них (работает в Себу с 1953) руководит Ф. С. Вильярика, впервые на Филиппинах поставившая «Щелкунчика».

Среди исследователей Ф. т. т. — педагоги и постановщики Ороса, Ф. Акино (автор книг о филиппинском танц. искусстве), которой в 1973 первой среди деятелей культуры присвоено звание нар. артистки. С 1976 выходит посв. танцу ежеквартальник «Саяв-Силанганан».

Литература: Aquino F., Philippine folk dances, v. 1 — 4, Manila, 1953 — 60: Fajardo L.v. ,Visayan folk dances, v. 1 — 2, Manila, 1961 — 64; Marlines M., Folk festivals of the Philippines, Manila, 1968; Alejandro F., Contemporary dance in the Philippines, «Dance magazine», 1977, July.

B. A. Макаренко, Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Терменвокс Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Tour, тур Балет и танец
Renverse, ранверсё Балет и танец
Увертюра Термины и понятия
Частушки Национальные культуры
Постлюдия Термины и понятия
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка
Чилийская музыка Национальные культуры
Японская музыка Национальные культуры
Комуз Национальные культуры

Реклама