Туркменский балет

Туркменский балет

До Великой Октябрьской социалистической революции у туркменского народа не было танца, который, согласно религии и нац. традициям, считался недостойным занятием. Поэтому нац. танец, no-существу, был создан в советское время на основе глубокого изучения быта и характера туркм. народа, разл. детских игр. В 1938 в Ашхабаде была организована первая балетная студия, где начали обучаться туркм. юноши и девушки — участники самодеятельности. Для подготовки нац. кадров были приглашены педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко, создавший детский танец «Ак-Эшекли», музыку к-рому написал комп. А. Г. Шапошников. Над задачей разработки движений, определения стиля и характера туркм. танца успешно работали также балетм. Н. С. Холфин и И. В. Бойко.

В 1941 в Ашхабаде открылся Театр оперы и балета. К концу года сформировалась балетная труппа, в к-рую вошли студийцы, а также выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща, начавшие обучение в 1934, в т. ч. К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, X. Исмаилов, X. Мурадов, М. А. Ахундов, К. О. Ниязов, Б. Мамедова, Т. Сатлыклычева, Р. Т. Самгина и др. Многие из них в дальнейшем стали видными мастерами туркм. балета. В дек. 1941 в т-ре состоялся «Вечер балета», где были исполнены классич. и нар. танцы. Туркм. зритель впервые познакомился с новым для него видом иск-ва, молодые артисты показали успешное владение классич. танцем.

Значительные достижения в создании нац. танца привели коллектив к пост. первого в истории туркм. иск-ва балета «Алдар-Косе» («Весёлый обманщик») Корчмарёва (1942) о нар. герое Алдаре, его весёлых проделках. Нар. сказание дало Холфину богатый материал для создания нар. танцев, сцен и классич. дуэтов. Однако невысокий ещё проф. уровень нац. балетного иск-ва не позволил балетмейстеру полностью использовать всё многообразие классич. танца (нек-рые номера, напр., исполнялись на полупальцах).

Постановка «Алдар-Косе» стала важным этапом в становлении туркм. хореографии. Этот жизнерадостный и красочный балет постоянно входит в репертуар т-ра. В 1943 Холфин пост. балет «Девушки моря» Корчмарёва о событиях Великой Отечеств. войны. В послевоен. годы балетная труппа пост, ряд сов. и классич. балетов, что способствовало проф. росту отдельных исполнителей и коллектива в целом. В работе над балетом «Лауренсия» (1948) артисты продемонстрировали возросшее актёрское мастерство.

Удачными были пост. балетов «Красный мак» (1951), «Лебединое озеро» (1952). В 50-е гг. также были пост. «Жизель» (1956), «Тщетная предосторожность» (1957). В 1960 репертуар пополнился новым нац. балетом «Чудесный лекарь» М. Равича и Н. Мухатова, в к-ром широко использованы нар. мелодии. Танцевальность, яркие муз. характеристики персонажей дали возможность К. Джапарову, первому туркм. проф. балетмейстеру, сочетать элементы классич. и нац. танца. Над созданием новых произведений активно работали композиторы Туркмении: И. В. Якушенко и X. Аллануров написали музыку балета «Студенты» (1964), Ч. Нурымов — «Гибель Суховея» (1967), К. Кулиев — «Счастье» (1970). В нач. 60-х гг. труппа пополнилась талантливой молодёжью, выпускниками Моск., Ленингр. и Узб. уч-щ. С 1965 в т-ре работает балетм. К. О. Ниязов, осуществивший пост. балетов: «Спартак» (1969), «Ромео и Джульетта» (1971), «Фирюза» Агаджикова (1974), «Гаянэ» (1977), «Щелкунчик» (1979).

Значит. вклад в развитие туркм. балетного иск-ва внесли балетм. Л. В. Воскресенская, Н. С. Холфин, Л. Н. Флегматов, М. Д. Цейтлин. Среди деятелей балета республики — засл. артисты Туркм. ССР X. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, X. Мурадов, Г. О. Мусаева, А. А. Пурсиянов; артисты — Н. Ч. Гельдыева, И. К. Кожемякина, Г. В. Кораблёва, Н. Курдова, Н. Пехациева, Ю. А. Пурсиянов, Н. П. Радкина, Э. Г. Сарвазян, А. П. Сонин, Г. Е. Хуммаева, Н. А. Цомаева, В. Л. Цопкин, М. Г. Щукина; балетм.-засл. деят. иск-в К. Джапаров, И. О. Ниязов; дирижёры — нар, арт. СССР X. Аллануров, засл. деят. иск-в Туркм. ССР Н. Мухатов, М. Мередов.

Литература: Декада туркменской литературы и искусства в Москве. 1955.[Сост. А. Ковусов], Аш., 1957; Керими К., Туркменский театр. Очерки истории, М., 1964.

Н. П. Радкина
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Челеста Музыкальные инструменты
Вильнюс музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Лига Теория музыки
Позиции в балете Балет и танец
Tour, тур Балет и танец
Жалейка Национальные культуры
Мундштук Музыкальные инструменты
Демественный распев Церковная музыка
Прелюдия Музыкальные жанры
Кувиклы Национальные культуры
Da capo, да капо Термины и понятия
Saute, соте Балет и танец

Реклама