Ашуг (от тюрк. ашик, букв. — влюблённый) — народный профессиональный поэт и певец у азербайджанцев, армян и соседних с ними народов СССР и зарубежных стран.
Искусство ашуга синтетично. Он создаёт мелодии, стихи, эпич. сказания (дастаны), поёт, аккомпанируя себе на сазе (Азербайджан), таре или кеманче (Армения). В исполнении А. есть и элементы драм. иск-ва (мимика, жест и т. п.). Нек-рые А. являются только исполнителями. Предшественниками А. в Азербайджане были озаны (др. назв. — шуара, деде, яншаг и т. д.); в Армении — гусаны (мтруп-гусаны, тагерку).
Наиболее ранние сведения об А. содержатся у арм. историков Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда, Егише и др., в азерб. сказании «Китаби-Деде Коркуд» (10–11 вв.).
Осн. часть творчества А. составляют песни. Дореволюц. ашугские песни обличали тёмные стороны феод. быта, воспевали героич. борьбу против тирании, прививали народу любовь к родине. После установления Сов. власти песни А. наполняются новым содержанием, связанным с большими преобразованиями в обществ. укладе и быте, с социалистич. строительством.
Ашугские мелодии обычно узкого диапазона и излагаются в высоком регистре. Мелодич. движение плавное; за небольшими скачками (на терцию, кварту) следует их заполнение. Типичны повторность, вариантность попевок и целых построений, метроритмич. богатство. Иногда мелодии подчинены чёткому тактовому размеру, например:
Порой они отличаются речитативно-импровизац. свободой. Известно ок. 80 классич. мелодий, составляющих постоянный репертуар А. Их названия определяются поэтич. формами («гэрайлы», «диваны», «мухаммес» и т. д.), местностями, где они наиболее распространены («Гёйчэ гюлю»), дастанами, в к-рые они входят («Кереми», «Кёр-оглы») и т. д. Эти напевы, сохраняя свой осн. интонац. стержень, постоянно обогащаются мелодически и ритмически. На одну и ту же мелодию исполняются разл. поэтич. тексты. Ашугские песни куплетны. Большую роль в них играют инстр. интермедии. В музыке А. возникают элементы гармонич. многоголосия — кварто-квинтовое, терцово-квартовое и др. созвучия (на сазе).
Крупнейшие азерб. А. прошлого — Гурбани, Аббас Туфарганлы (16 в.), Дильгам, Валех, Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.). А. нашего времени — Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Ислам Юсифов, Авак, Гара Мовлаев, Талыб Мамедов, Шамшир Годжаев, Акпер Джафаров, Адалет (исполнитель-виртуоз на сазе); И. Юсифов организовал хор ашугов из 25–30 певцов и исполнителей на баламане.
Наиболее видные арм. А. прошлого — Саят-Нова, Дживани, Шерам, Нагаш Овнатан, Ширин, Мискин Бурджи, современные А. — Григор, Гусейн, Серон, Аваси, Ашот и другие.
Стилистич. особенности музыки А. нашли претворение в ряде соч. проф. композиторов, напр. в операх «Алмаст» Спендиарова, «Шахсенем» Глиэра, «Кёр-оглы» Гаджибекова, «Вэтэн» Караева и Гаджиева, в сюите «Азербайджан» Амирова, в Третьей симфонии Караева.
Литература: Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и со вступит. очерком и примеч. В. Я. Брюсова, М., 1916; Торджян X., Армянские народные певцы-ашуги, «СМ», 1937, No 7; Кривоносов В., Ашуги Азербайджана, «СМ», 1938, No 4; Антология азербайджанской поэзии, М., 1939; Антология армянской поэзии, М., 1940; Эльдарова Э., Некоторые вопросы ашугского искусства, в сб.: Искусство Азербайджана, т. I, Баку, 1949; её же, Некоторые вопросы музыкального творчества ашугов, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961; её же, Искусство ашугов Азербайджана (историч. очерк), в сб.: Искусство Азербайджана, т. VIII, Баку, 1962 (на азерб. языке); её же, Музыкально-поэтический терминологический словарь азербайджанских ашугов, в сб.: Искусство Азербайджана, т. XII, Баку, 1968; Сейидов М., Саят-Нова, Бакы, 1954; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963.
Э. Абасова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.