Испанский танец и балет
В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, к-рые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса («гадитанские девы») славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр, представления. В ср. века возникла мореска (музы-кально-танц. сценка), к-рая с кон. 15 в. распространилась в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Вега, П. Кальде-рона и др.
В 17 в. сформировались представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. На протяжении веков шло развитие исп. танца, возникали новые формы: в 18 в.-болеро, в 19 в. — танго. Наиболее обширную группу составляют нар. танцы разл. провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, к-рые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение (гитара, мандолина, кастаньеты, тамбурин, флейта, свирель и др.).
Чрезвычайно богата танцами Андалусия, с к-рой генетически связан наиболее распространённый танец фанданго, там же распространены гуэнья, ронденья, гранадана и др. Известны хота из Арагона и хота из Валенсии — парные танцы острого ритма, сопровождающиеся пением, игрой на гитаре, или танцы фламенко, бытующие у цыган на юге Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания при чередовании ударов каблуков и носков. В танцах фламенко одно из осн. выразительных средств — руки танцовщика.
Наибольшего расцвета исп. танцы достигли в нач. 19 в. Стали открываться школы, в 1807 была создана Академия театр, танца, появились трактаты, учебники. Несмотря на богатство и разнообразие танц. фольклора, до нач. 20 в. исп. танцовщики не сумели приобщить эти элементы к европ. балетному т-ру.
Танцовщица Архентина (А. Мерее) первая стала сочетать формы классич. и нар. исп. танца. В 1928 она создала группу, в программе к-рой были нар. танцы и одноактные балеты в её постановке («Любовь-волшебница», 1928, и др.). Среди исполнителей — П. Империо и В. Эскудеро. Успешное выступление труппы в Париже стимулировало исп. композиторов писать музыку для балета («Контрабандисты» Эспла, 1934, «Хуэрга» Баутисты, «Ла Ромерия-де лос Корнудос» Пирталуга, «Коррида-де ферия» Бакрассы). Балетное иск-во становилось популярным в Испании. Архентина поставила также «Испанское каприччио» на муз. Римского-Корсакова и «Болеро».
Танцовщица П. Лопес продолжила деятельность Архентины, создав спектакль «Консерто де Аранхуэс» Родриго. Среди др. хореографов и танцовщиков -Мариемма, X. Греко, X. Магринья, X. Удаэта, X. Тена и др.
В 1953 Антонио (А. Руис Солер) организовал труппу, в к-рой пост, на основе синтеза исп. и европ. классич. танцев «Гвадалквивир» на муз. Руиса (по произв. Ф. Гарсии Лорки), сюиту «Арагонская хота» на муз. де Фалья, «Гойески» на муз. Гранадоса, «Треуголка», «Любовь-волшебница», в 1966-ревю «Таверна быков» (в 1966 труппа гастролировала в СССР). В 70-е гг. Антонио ставил хореографич. сюиты, основанные на кастильских, арагонских, галисийских, валенсианских и, конечно, андалусских ритмах, на муз. Альбениса, Гранадоса, X. Турины, А. Солера. Среди др. его пост.- «Эльсеговиано эскиво» М. Сальвадора, «Испанская рапсодия» Альбениса — Альфтера, «Хугандо аль торо» Альфтера.
Исп. танец отличается исключит, ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, нек-рые были и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводились в балеты А.Сен-Леона, М. И. Петипа. В 20 в. в спектаклях М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского исп. танцы более этнографичны. Совр. балетмейстеры приближают их к народным. В т-рах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: «Арагонская хота» балетм. Фокина (1916), «Треуголка» балетм. Л. Ф. Мясина (1919), многочисл. пост, балетов на музыку «Испанского каприччио», «Болеро» и др.
Литература: Александрова В., Испанские народные танцы, Л., 1959; Levin son A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; La Meri (Hughes R.M.), Spanish dancing, N.Y., [1948]; Brunelleschi E., Antonio and Spanish dancing, L., [1958].
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.