Двойной контрапункт — наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате которых верхний голос становится нижним, а нижний — верхним. Д. к. требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, т. е. его т. н. интервальным показателем. Наиболее часто применяется Д. к. октавы, децимы и дуодецимы. Ограничения свободы контрапунктирования в этих случаях минимальны. Если в практике вок. полифонии (т. н. строгого письма) известное предпочтение отдаётся Д. к. дуодецимы, то в контрапунктич. технике свободного письма, относящегося ко времени, когда тональная система достигла зрелости, заметно преобладание Д. к. октавы, к-рый сохраняет в производном соединении тональное единство обеих мелодий. Во 2-й пол. 19 в. вместе с усилением интереса к колориту чаще используется Д. к. децимы и дуодецимы, позволяющий осуществлять разного рода дублировки. Применение разл. интервальных показателей Д. к. обусловлено и менявшимся в ходе развития муз. иск-ва отношением к проблеме консонанса и диссонанса.
А. П. Бородин. Квартет No 1, часть II.
Литература: Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма (1909), М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, ч. 1–2, М., 1965; Григорьев С. и Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1969; Bellermann J. G. H., Der Kontrapunkt, В., 1887; Marx J., Bayer F., Kontrapunktlehre (Regelbuch), W. — Lpz., 1944; Jeppesen K., Kontrapunkt, Nachdruck, Lpz., 1956.
Т. Ф. Мюллер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.