Консерватория

Категории словаря

Консерватория (итал. conservatorio, франц. conservatoire, англ. conservatory, нем. Konservatorium, от лат. conservare — охранять).

Первоначально К. назывались в Италии гор. приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам, а также музыке, в особенности пению (с целью подготовки певчих для церк. хоров). Первый из них осн. в 1537 в Неаполе — «Санта-Мария ди Лорето». В 16 в. в Неаполе были открыты ещё 3 приюта: «Пиета деи Туркини», «Деи повери ди Джезу Кристо» и «Сант-Онофрио, а Капуана». В 17 в. преподавание музыки заняло осн. место в обучении воспитанников приютов. Приюты готовили также певцов, хористов. В 1797 «Санта-Мария ди Лорето» и «Сант-Онофрио» объединились, получив назв. К. «Лорето, а Капуана». В 1806 к ней присоединились 2 оставшихся приюта, образовав Корол. муз. колледж, позже — Корол. К. «Сан-Пьетро, а Майелла».

В Венеции уч. заведения такого типа наз. оспедале (т. е. госпиталь, сиротский дом, приют для призрения бедняков, больных). В 16 в. славились: «Делла Пиета», «Деи Мендиканти», «Инкурабили» и оспедалетто (только для девочек) «Санти-Джованни э Паоло». В 18 в. деятельность этих уч. заведений сократилась. Основанное в 1877 об-во «Бенедетто Марчелло» открыло в Венеции муз. лицей, к-рый с 1895 стал государственным, в 1916 приравнен к высшей школе, в 1940 преобразован в Гос. К. им. Бенедетто Марчелло.

В Риме в 1566 Палестриной была основана конгрегация (об-во) музыкантов, с 1838 — Академия (помещалась в разл. церквах, в т. ч. в базилике Санта-Чечилия). В 1876 при Академии «Санта-Чечилия» открыт муз. лицей (с 1919 К. «Санта-Чечилия»).

В 18 в. итал. К., где учились и иностранцы, уже играли большую роль в подготовке композиторов и музыкантов-исполнителей. В связи с возраставшей потребностью в подготовке проф. музыкантов в ряде стран Зап. Европы в 18 в. возникли спец. муз. уч. заведения. Среди первых учреждений такого типа — Корол. школа пения и декламации в Париже (организована в 1784 при т-ре «Корол. академия музыки», в 1793 слилась с муз. школой Нац. гвардии, образовав Нац. муз. ин-т, с 1795 К. музыки и декламации). (В 1896 в Париже была открыта также «Схола канторум».) В 1771 в Стокгольме начала работать Корол. высшая школа музыки (с 1880 Академия музыки, с 1940 К.)

Нек-рые муз. уч. заведения типа К. именуются академиями, муз. ин-тами, высшими школами музыки, лицеями, колледжами. В 19 в. были созданы многие К.: в Болонье (в 1804 Муз. лицей, в 1914 получил статус К., в 1925 присвоено имя Дж. Б. Мартини, с 1942 Гос. К. им. Дж. Б. Мартини), Берлине (в 1804 школа пения, осн. К. Ф. Цельтером; там же в 1820 спец. уч. заведение, осн. им же, с 1822 Ин-т по подготовке органистов и школьных учителей музыки, с 1875 Корол. ин-т церк. музыки, с 1922 Гос. академия церк. и школьной музыки, в 1933–45 Высшая школа муз. воспитания, затем включена в состав Высшей школы музыки; там же в 1850 Гор. К., осн. Ю. Штерном, позже консерватория Штерна, после 2-й мировой войны Гор. К. (в Зап. Берлине); там же в 1869 Высшая школа музыки, осн. Й. Иоахимом; там же в 1950 Гос. К., позже Высшая школа музыки им. X. Эйслера), Милане (в 1808 Муз. школа, с 1908 К. им. Дж. Верди), Флоренции (в 1811 школа при Академии иск-в, с 1849 Муз. ин-т, с 1851 Муз. школа, с 1860 Корол. муз. ин-т, с 1912 К. им. Л. Керубини), Праге (1811; там же в 1948 Академия иск-в, имеющая отделение музыки), Брюсселе (в 1812 Муз. уч-ще, в 1823 на его базе Корол. школа пения, с 1832 К.), Варшаве (в 1814 муз. отделение при Драм. школе, в 1816 Школа муз. и драм. иск-ва; там же в 1821 на базе ф-та изящных иск-в Ун-та — Ин-т музыки и декламации, с этого же года К., с 1861 Муз. ин-т), Вене (в 1817 по инициативе Об-ва друзей музыки — Певч. школа, с 1821 К., с 1908 Академия музыки и сценич. иск-ва), Парxме (в 1818 Хор. школа, с 1821 Ин-т иск-в и ремёсел, с 1831 Муз. школа Кармине, с 1888 К. им. А. Бойто), Лондоне (1822, Королевская академия музыки), Гааге (в 1826 Корол. муз. школа, с 1908 К.), Льеже (1827), Загребе (в 1827 об-во «Музикферайн», с 1861 Нар. земельный муз. ин-т, позже — Хорватский муз. ин-т, с 1922 Муз. академия; там же в 1829 муз. школа, осн. об-вом «Музикферайн», с 1870 Муз. школа Хорватского муз. ин-та с 1916 К., с 1921 Гос. К.), Генуе (в 1829 Муз. лицей, позже Муз. лицей им. Н. Паганини), Мадриде (в 1830, с 1919 К. музыки и декламации), Женеве (в 1835), Лисабоне (1836, Нац. К.), Будапеште (в 1840 Нац. К., с 1867 Нац. муз. уч-ще, впоследствии Нац. К. им. Б. Бартока; там же в 1875 Академия музыки, с 1918 Высшая школа муз. иск-ва им. Ф. Листа), Rио-де-Жанейро (в 1841 Корол. К., с 1890 Нац. муз. ин-т, в 1931 вошёл в состав ун-та, с 1937 Нац. школа музыки Браз. ун-та; там же в 1940 Браз. К.; там же в 1942 Нац. К. хорового пения; там же в 1945 Браз. академия музыки им. О. Л. Фернандиса), Лукке (1842, позже Муз. ин-т им. А. Боккерини), Лейпциге (1843, осн. Ф. Мендельсоном, с 1876 Корол. К., с 1941 Высшая школа музыки, в 1945 при ней — Академия им. Ф. Мендельсона), Мюнхене (в 1846 Высшая школа музыки, с 1867 К., с 1892 Корол. музыкальная школа, с 1924 Академия музыки), Дублине (1848, Корол. академия музыки), Сантьяго (Чили, 1849), Кёльне (1850, Высшая школа музыки, или Рейнская школа музыки) и др.

Во 2-й пол. 19 в. сеть К. значительно увеличилась. Были открыты К. в Дармштадте (в 1851 Муз. школа, с 1922 Гос. К.), Бостоне (1853), Штутгарте (1856, с 1896 Корол. К.), Дрездене (в 1856 Высшая школа музыки, с 1918 Корол. К., с 1937 Гос. К.), Бухаресте (1864, позже К. им. Ч. Порумбеску), Люксембурге (1864), Копенгагене (в 1867 Корол. датская К., с 1902 Копенгагенская К., с 1948 Гос. К.), Турине (в 1867 Муз. школа, с 1925 лицей, с 1935 К. им. Дж. Верди), Антверпене (1867, с 1898 Корол. фламандская К.), Базеле (в 1867 Муз. школа, с 1905 Академия музыки), Балтиморе и Чикаго (1868), Монреале (1876), Франкфурте-на-Майне (1878, Высшая школа музыки), Брно (1881, осн. об-вом «Беседа брненска», в 1919 объединена с Органной школой, созданной в 1882 об-вом «Еднота», с 1920 Гос. К.; там же в 1947 Академия муз. и драм. иск-ва, с 1969 им. Л. Яначека), Пезаро (в 1882 Муз. лицей, позже К., организована на средства Дж. Россини, носит его имя), Боготе (в 1882 Нац. академия музыки, с 1910 Нац. К.), Хельсинки (в 1882 Муз. уч-ще, с 1924 К., с 1939 Академия им. Сибелиуса), Аделаиде (в 1883 муз. колледж, позже К.), Амстердаме (1884), Карлсруэ (в 1884 Баденская высшая школа музыки, с 1929 К.), Гаване (1835), Торонто (1886), Буэнос-Айресе (1893), Белграде (в 1899 Сербская школа музыки, с 1937 Академия музыки) и др. городах.

В 20 в. К. были созданы в Софии (в 1904 частная муз. школа, с 1912 Гос. муз. уч-ще, с 1921 Муз. академия со средним и высшим отделениями, в 1947 из неё выделилось Высшее муз. уч-ще, с 1954 К.), Ла-Пасе (1908), Сан-Паулу (1909, К. драмы и музыки), Мельбурне (в 1900-е гг., на основе муз. школы, позднее К. им. Н. Мелбы), Сиднее (1914), Тегеране (1918, для изучения европ. музыки; там же в 1949 Нац. К., создана на базе Высшей муз. школы, открытой в нач. 30-х гг.), Братиславе (в 1919 Муз. школа, с 1926 Муз.-драм. академия, с 1941 К.; там же, в 1949 Высшая школа муз. иск-ва), Каире (в 1925 Школа вост. музыки, на основе Муз. клуба, возникшего в 1814, с 1929 Ин-т араб. музыки; там же в 1935 Жен. муз. ин-т; там же в 1944 Высшая школа музыки; там же в 1959 Каирская нац. К.; там же в 1969 Академия иск-в, объединившая 5 ин-тов, в т. ч. К. и Ин-т араб. музыки), Багдаде (1940, Академия изящных иск-в, состоящая из неск. отделений, в т. ч. музыки; там же в 1968 Муз. школа для одарённых детей), Бейруте (К. при Академии изящных иск-в), Иерусалиме (1947, Академия музыки им. Рубина), Пхеньяне (1949), Тель-Авиве (евр. К. — «Суламифь-К.«), Токио (1949, Нац. ун-т изящных иск-в и музыки), Ханое (в 1955 Муз. уч-ще, с 1962 К.), Суракарте (1960), Аккре (Академия музыки с 2-годичным курсом обучения), Найроби (1944, Восточноафриканская К.), Алжире (Нац. ин-т музыки, имеющий также педагогич. отделение), Рабате (Нац. К. музыки, танца и драм. иск-ва) и др.

В капиталистич. странах наряду с государственными функционируют частные муз. уч. заведения, напр. в Париже — «Эколь нормаль» (1918). В нек-рых странах К. — среднее уч. заведение повышенного типа (напр., в Чехословакии, наряду с академиями в Праге, Брно и Высшей школой муз. иск-ва в Братиславе, работает ок. 10 К., по существу муз. уч-щ).

Срок обучения, структура и уч. планы К., высших школ музыки, академий, ин-тов, колледжей и лицеев не однотипны. Мн. из них имеют младшие отделения, куда принимаются учащиеся детского возраста. В большинстве стран К. готовят только исполнителей, педагогов исполнительских дисциплин и композиторов. Музыковеды (историки и теоретики) обучаются на муз. ф-тах университетов. При всём различии постановки уч. процесса во всех муз. уч. заведениях предусмотрены занятия по специальности, муз.-теоретич. предметам и истории музыки.

В России спец. муз. уч. заведения появились в 18 в. (см. Музыкальное образование). Первые К. созданы в 60-х гг. 19 в., в обстановке подъёма нац. рус. культуры и развития демократич. движения. РМО открыло в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна Петербургскую К., в 1866 по инициативе Н. Г. Рубинштейна — Московскую консерваторию. Правами К. пользовалось также (с 1886) Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (открыто в 1883). В кон. 19 — нач. 20 вв. в разных городах России были созданы муз. уч-ща, нек-рые из них в дальнейшем преобразованы в К., в т. ч. в Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913). Существенную роль в распространении муз. образования сыграли общедоступные Народные консерватории. Первая из них была открыта в Москве (1906), по её примеру работали нар. К. в Петербурге, Казани, Саратове.

Несмотря на достижения в области муз. воспитания подлинно нар. массовое муз. образование и просвещение стало возможным лишь после Великой Окт. социалистич. революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 12 июля 1918 Петроградская и Московская К. (а позднее и другие) были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения и приравнены ко всем высшим уч. заведениям. За годы Сов. власти сеть К. и ин-тов искусств с муз. ф-тами расширилась.

До Великой Окт. социалистич. революции К. в России включали младшие и старшие отделения. В СССР К. — высшее уч. заведение, куда принимаются лица, имеющие среднее общее и муз. образование. К. и ин-ты готовят как исполнителей и композиторов, так и музыковедов. Курс обучения в К. и ин-тах рассчитан на 5 лет и предусматривает всестороннюю теоретич. и практич. подготовку музыканта к проф. деятельности. Большое место в уч. планах уделено исполнительской и педагогич. практике студентов. Кроме спец. муз. дисциплин, студенты изучают общественно-политич. науки, историю изобразит. иск-ва, иностр. языки. Высшие муз. уч. заведения имеют ф-ты: теоретико-композиторский (с отделениями историко-теоретическим и композиторским), фп., оркестровый, вокальный, дирижёрско-хоровой, нар. инструментов; в ряде К. также — ф-т оперно-симф. дирижёров. При большинстве К. организованы вечерние и заочные отделения.

В крупнейших высших уч. заведениях созданы аспирантура (готовит науч. работников в области теории и истории музыки) и ассистентура (стажировка исполнителей, композиторов и педагогов). Мн. К. и ин-ты имеют спец. муз. школы-десятилетки, готовящие кадры для высших муз. уч. заведений (напр., Центральная средняя спец. муз. школа при Моск. К., Моск. средняя спец. муз. школа им. Гнесиных, Школа-десятилетка при Ленингр. К. и др.).

В СССР работают высшие муз. уч. заведения: в Алма-Ате (в 1944 К., с 1963 Казах. ин-т, с 1973 К. им. Курмангазы), Астрахани (в 1969, Астраханская К., возникла на базе муз. уч-ща), Баку (в 1901 муз. классы РМО, с 1916 муз. уч-ще РМО, с 1920 Нар. К., с 1921 Азерб. К., с 1948 Азербайджанская К. им. У. Гаджибекова), Вильнюсе (в 1945 Вильнюсская К., в 1949 объединена с Каунасской К., к-рая была создана в 1933, носит назв. К. Литовской ССР), Горьком (1946, Горьковская К. им. М. И. Глинки), Донецке (1968, Донецкий муз.-пед. ин-т, создан на базе Донецкого филиала Славянского пед. ин-та), Ереване (в 1921 муз. студия, с 1923 К., с 1946 Ереванская К. им. Комитаса), Казани (1945, Казанская К.), Киеве (в 1868 Муз. школа, с 1883 Муз. уч-ще РМО, с 1913 К., с 1923 Муз. техникум; там же в 1904 Муз.-драм. школа, с 1918 Высший муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко, в 1934 музыкальный отдел ин-та преобразован в К., с 1940 Киевская К. им. П. И. Чайковского). Кишинёве (1940, К., в 1941–45 не работала, с 1963 Кишинёвский институт иск-в им. Г. Музическу), Ленинграде (1862, на базе муз. классов РМО, возникших в 1859, с 1944 Ленинградская К. им. Н. А. Римского-Корсакова), Львове (в 1903 Муз. школа при «Союзе певч. и муз. об-в», с 1904 Муз. ин-т им. Н. В. Лысенко, с 1907 Высший муз. ин-т им. Н. В. Лысенко, с 1939 Львовская К. им. Н. В. Лысенко), Минске (в 1924 Минский музыкальный техникум, с 1932 К., ныне Белорусская К. им. А. В. Луначарского), Москве (1866, на базе муз. классов РМО, возникших в 1860, с 1940 Московская К. им. П. И. Чайковского; там же в 1895 Муз. школа сестёр Гнесиных, с 1919 Вторая моcк. гос. школа, с 1920 Гос. муз. техникум, с 1925 Муз. техникум им. Гнесиных, на базе к-рого в 1944 создан Муз. пед. ин-т им. Гнесиных), Новосибирске (1956, Новосибирская К. им. М. И. Глинки), Одессе (в 1871 Муз. школа, позже Муз. уч-ще РМО, с 1913 К., с 1923 Муз. ин-т, в 1927–1934 им. Л. Бетховена, с 1939 К., с 1950 Одесская К. им. А. В. Неждановой), Риге (1919, ныне К. им. Я. Витола Латвийской ССР), Ростове-на-Дону (Муз.-пед. ин-т), Саратове (в 1895 Муз. уч-ще РМО, с 1912 К., в 1924–35 Муз. техникум, с 1935 Саратовская К. им. Л. В. Собинова), Свердловске (1934, с 1939 им. М. П. Мусоргского, с 1946 Уральская К. им. М. П. Мусоргского), Таллине (в 1919, на базе Таллинского высшего муз. уч-ща, с 1923 Таллинская К.), Ташкенте (в 1934 Высшая музыкальная школа, с 1936 Ташкентская К.), Тбилиси (в 1874 Муз. школа, с 1886 Муз. уч-ще, с 1917 К., с 1947 Тбилисская К. им. В. Сараджишвили), Фрунзе (1967, Киргизский ин-т иск-в), Харькове (в 1871 Муз. школа, позже Муз. уч-ще РМО, с 1917 К., в 1920–23 Муз. академия, в 1924 Муз. ин-т, в 1924–29 Муз.-драм. ин-т, в 1930–36 Муз.-театр, ин-т, в 1936 и с 1943 К., в 1963 на базе К. и Харьковского театр. ин-та создан Харьковский ин-т иск-в). В ряде городов имеются филиалы К. (напр., в Петрозаводске в 1967 открыт филиал Ленинградской К.).

С 1953 в Европе проводятся Междунар. конгрессы директоров К. С 1956 функционирует Ассоциация европ. академий, К. и высших школ музыки.

А. А. Николаев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Что это высшая музыкальная школа, — знает каждый. Однако если вдуматься в первоначальное латинское слово (что волей-неволей напомнит нам о консервах, потому что conservo значит «сохраняю»), то это повлечет за собой интересный исторический экскурс.

В XVI веке в Италии консерваториями назвали городские детские приюты, где воспитывали сирот и беспризорных. (В одной из таких консерваторий позже преподавал композитор Антонио Вивальди.) Сохраняя жизнь детям, им давали и какие-либо трудовые навыки, обучали ремеслам. Одной из профессий для этих детей была музыка, певческое искусство. Из них готовили певчих церковных хоров. Постепенно такая специализация стала основной, и таким образом консерватории превратились в музыкальные учебные заведения.

Исторически сложилось так, что роль высших музыкальных учебных заведений в разных странах и даже городах выполняют не только консерватории, но академии, институты, высшие школы музыки, колледжи и т. п. Они существуют во всех крупных культурных центрах мира. Первой русской консерваторией является Петербургская, основанная в 1862 году А. Г. Рубинштейном. Вслед за ней, в 1866 году открылась Московская консерватория, возглавленная Н. Г. Рубинштейном. Сейчас в России около двадцати высших учебных музыкальных заведений.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Пермь музыкальная Национальные культуры
Таиландский балет Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Бразильская музыка Национальные культуры
Йодль Музыкальные жанры
Демественный распев Церковная музыка
Кант Музыкальные жанры
Советский балет Балет и танец
Звуковая система Термины и понятия
Форманта Термины и понятия
Упражнение Термины и понятия
Образ музыкальный Термины и понятия

Реклама