Гармонизация — сочинение гармонического сопровождения к какой-либо мелодии, а также само гармоническое сопровождение. Одна и та же мелодия может быть гармонизована по-разному; каждая гармонизация как бы даёт ей различное гармоническое истолкование (гармоническое варьирование). Однако важнейшие элементы (общий стиль, функции, модуляции и т. п.) наиболее естественной гармонизации определяются ладово-интонационным строением самой мелодии.
Решение задач по гармонизации мелодии составляет основной метод обучения гармонии. Гармонизация чужой мелодии может быть и художественной задачей. Особое значение имеет гармонизация народных песен, к которой обращались уже Й. Гайдн и Л. Бетховен. Она широко применялась и в русской музыке; её выдающиеся образцы были созданы русский композиторами-классиками (М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и др.). Гармонизацию русских народных песен они рассматривали как один из способов формирования национального гармонического языка. Многочисленные обработки русских народных песен, выполненные русскими композиторами-классиками, собраны в отдельных сборниках; помимо того, встречаются и в их собственных сочинениях (операх, симфонических произведениях, камерной музыке).
Некоторые русские народные песни неоднократно получали различное гармоническое истолкование, отвечающее стилю каждого из композиторов и конкретным художественным задачам, которые он ставил перед собой:
H. A. Римский-Корсаков. Сто русских народных песен. № 11, «Исходила младенька»
М. П. Мусоргский. «Хованщина». Песня Марфы «Исходила младёшенька»
Большое внимание гармонизации народных мелодий уделяли также выдающиеся музыкальные деятели других народов России (Н. В. Лысенко — на Украине, Комитас — в Армении). К гармонизации народных мелодий обращались и многие зарубежные композиторы (Л. Яначек — в Чехословакии, Б. Барток — в Венгрии, К. Шимановский — в Польше, М. де Фалья — в Испании, Воан-Уильямс — в Англии и др.).
Гармонизация народной музыки привлекала внимание советских композиторов (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. В. Александров — в РСФСР, Л. Н. Ревуцкий — на Украине, А. Л. Степанян — в Армении и др.). Важную роль гармонизация играет также в различного рода транскрипциях, парафразах.
Литература: Кастальский A., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; История русской советской музыки, т. 2, М., 1959, с. 83–110, т. 3, М., 1959, с. 75–99, т. 4, ч. 1, М., 1963, с. 88–107; Евсеев С., Русская народная полифония, М., 1960, Дубовский И., Простейшие закономерности русского народно-песенного двух- трехголосного склада, М., 1964. См. также лит. при статье Гармония.
Ю. Г. Кон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Прочитайте, пожалуйста, прежде всего про гармонию. Прочитали? Тогда осталось рассказать совсем немного.
Когда вы подбираете на фортепиано песню, то сначала играете правой рукой мелодию. Так? Это обычно удается. А вот дальше многим хочется подобрать и левую руку, аккорды, гармонию, что гораздо труднее, и не у всех достает на это слуха и терпения. Для тех же, кто знает теорию музыки, — это несравненно легче. Гармонизация — подбор аккордов под мелодию.
Однако это не значит, что каждая мелодия подразумевает строго определенные аккорды (хотя чаще всего так и бывает, если песню сочинил композитор). Народные мелодии, церковные напевы (то есть те, что создавались именно как мелодии) можно гармонизовать очень разнообразно, что и происходит в музыкальной практике на протяжении многих веков. Каждый гармонизует их в соответствии с характерной для своего времени гармонией. В этом, кстати, и проявляется богатство и бессмертие музыкального творчества разных народов.
М. Г. Рыцарева